Вы здесь
Cлушания по делу о смерти Литвиненко: Путин - преступник в обличии главы государства, Литвиненко убили со второй попытки
Открывший слушания по делу о смерти бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко королевский адвокат Робин Там сообщил о намерении вызвать в суд около 70 свидетелей и рассмотреть все версии его смерти, включая самые маловероятные.
На первом слушании по существу открытого дознания по факту смерти Александра Литвиненко - как этот процесс называется официально - Робин Там процитировал предсмертное заявление погибшего, в котором тот называет заказчиком своего убийства Путина.
В суде планируется огласить ряд показаний, составляющих государственную тайну. Кроме этого, не будет раскрываться личность нескольких свидетелей, которые будут фигурировать в деле под кодовыми обозначениями. Например, один из экспертов-ядерщиков, который объяснит суду воздействие и свойства полония, выступит в суде под именем A1.
Российская сторона никак не представлена на суде, если не считать пары журналистов от государственных СМИ.
Следственному комитету России было отправлено приглашение участвовать в общественных слушаниях в Лондоне, но российское ведомство ответило отказом.
Александр Литвиненко умер 23 ноября 2006 года в больнице Университетского колледжа Лондона от отравления радиоактивным веществом полоний-210, добавленным, как полагают британские спецслужбы, в чай, который Литвиненко выпил во время встречи с бывшими сотрудниками ФСБ Андреем Луговым (ныне депутат Госдумы от ЛДПР) и Дмитрием Ковтуном.
Главная цель общественного расследования – ответить на вопрос, были ли российские власти причастны к гибели Литвиненко.
Во вступительном слове в первый день процесса королевский адвокат Робин Там рассказал, в каком порядке будут проходить слушания, какие свидетельства предстоит выслушать суду и на какие вопросы ответить в результате слушаний.
Всего планируется вызвать в суд или допросить по видеосвязи около 70 свидетелей.
Слушания будут проходить два раза в неделю по понедельникам и четвергам, и Робин Там предварительно выразил надежду, что их удастся закончить до 21 марта этого года.
Свидетели D3 и C2
В своей предваряющей слушания речи Робин Там ставил целью описать все разнообразие тем и аспектов дела, с которым придется иметь дело суду.
Одно перечисление будущих показаний свидетелей демонстрирует, почему следственные органы Великобритании рассматривают версию причастности Лугового и Ковтуна к убийству Литвиненко.
Определенно установлен факт двух случаев отравления Литвиненко полонием. В первый раз, 16 октября, (в тот день он встречался с Луговым и Ковтуном) в его организм попала небольшая доза, вызвавшая, тем не менее, рвоту. Литвиненко тогда подумал, что это пищевое отравление. Во второй раз, в баре "Пайн" в гостинице "Миллениум", Литвиненко получил смертельную дозу, выпив отравленного чаю на встрече с Луговым и Ковтуном.
В частности, на слушаниях представят данные экспертов, обнаруживших следы полония во всех самолетах, в которых летали Луговой и Ковтун перед днем отравления Литвиненко - за исключением авиапарка российской компании "Аэрофлот", в доступе к которому британским следователям было отказано.
На суде даст показания по видеосвязи из Гамбурга приятель Ковтуна под кодовым именем D3, который во время следствия заявил полиции, что Ковтун через него пытался найти в Лондоне повара, который мог бы подложить в еду или питье Литвиненко "очень дорогой яд".
Повар, на которого первоначально вышли Ковтун и Луговой, вероятно, отказался от "работы" - и он также даст показания в качестве свидетеля под именем C2.
"Рядовой преступник в обличии главы государства"
В первый день слушаний выступили также еще два юриста - представляющий интересы семьи Литвиненко Бен Эммерсон и Нил Гарнем, представляющий министерство внутренних дел и секретную разведывательную службу Великобритании, более известную как МИ-6.
По словам представителя вдовы Литвиненко, нет никаких сомнений в том, что ее мужа отравили Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Однако столь же очевидна, по мнению Эммерсона, и прямая связь этого преступления с Путиным.
"Близкие отношения между Кремлем и российскими преступными синдикатами по всему миру делают их практически неотличимыми. Поразительная истина, которая будет раскрыта путем доказательств в этом слушании заключается в том, что значительная часть российской организованной преступности управляется непосредственно из Кремля. Путинская Россия - это мафиозное государство.
Литвиненко предоставил информацию должностным лицам в этой стране, в Италии и в Испании, которые вели расследование деятельности российских синдикатов организованной преступности и их связей с Кремлем. И он разоблачил ряд преступлений, совершенных лично Путиным или по его распоряжению.
Он должен был быть устранен, потому что он стал врагом связанной тесными узами группы преступников, которые окружают Путина и удерживают у власти его коррумпированный режим".
Эммерсон сказал, что Литвиненко могли убить по трем причинам: в наказание за его публикации и открытую критику Кремля, как зловещий пример другим противникам режима и для того, чтобы не дать Литвиненко выступить в качестве свидетеля по уголовному делу в Испании, в расследовании, которое могло бы разоблачить связь Путина с организованной преступной группировкой.
По словам юриста, Луговой вряд ли понимал, что представляет собой вещество полоний, и был уверен в том, что это преступление никогда не будет раскрыто.
"В больницах в то время не было оборудования для обнаружения альфа-излучения. Лишь благодаря невероятной догадке полиции, которая решила пригласить в госпиталь специалиста-ядерщика, удалось понять, что стало причиной болезни Литвиненко - и то всего за день до его смерти", - напомнил Эммерсон.
"В результате этого дознания Путин должен быть разоблачен как уголовный преступник, скрывающийся за обличием главы государства", - заключил Эммерсон.
Представитель британских спецслужб Нил Гарнем посвятил свое 15-минутное выступление максимальному прояснению позиции правительства относительно какой-либо секретной информации - а именно, как заключил он, судье стоит искать подтверждения свидетельств, которые прозвучат во время процесса, где угодно, но только не у британских спецслужб.
Правительство Великобритании, по словам Гарнема, не подтверждает и не отрицает никакой информации, как-либо связанной с деятельностью спецслужб.