Общественно-политический журнал

 

Изобразительное искусство

Рембрандт под копирку

Как это часто случается в Новой Англии, март 1990 года выдался снежный. Дома под самые окна первого этажа были плотно подпёрты сугробами, с крыш угрожающе свисали снежные полотнища, тротуары исчезли, а запаркованные на улице машины уютно спали под белыми пушистыми одеялами и злобно рычали, когда их хозяева заводили моторы, счищали со стёкол снег и отправлялись на работу. Впрочем, больших проблем со снегопадом не возникало, так как городские службы со своими обязанностями справлялись добросовестно. Каждую ночь все улицы расчищали для проезда, и Бостон жил почти нормальной жизнь.  

В субботу 17 числа в День Св. Патрика, как по заказу, засияло солнце, повеяло весной, снежные наносы на крышах сплющились и потекли вниз сосульками, по улицам заструились ручьи и город с удовольствием очнулся от зимнего оцепенения. Из окон звучала праздничная музыка, двери домов были украшены изображениями трилистника и ирландским флагами, с лотков продавали зелёное печенье. Ирландцы, а также примкнувшие к ним итальянцы, немцы, вьетнамцы и другие почитатели Св. Патрика, да и все прочие любители заложить за воротник заполнили бары и рестораны, горланили песни и веселились. У каждого в одежде было что-то зелёное: у одного свитер, у другого шарф, шапка, или на ходой конец — доллары в кармане. Пиво пенилось, лилось рекой и ещё выше вздымало приподнятое настроение. подробнее ⮞⮞⮞

Леонардо из Серовни

Расскажу-ка я вам занятную историю про своего знакомого и в некотором роде даже наставника — он как-то обучил меня некоторым трюкам масляной живописи. По профессии он был художник и звали его Леон, вернее так звали его сначала, а потом... Однако, не будем забегать вперёд; всё по порядку. В своё время он набирался знаний и шлифовал технику живописи в питерском художественном училище им. Серова, которое в их кругу язвительно называлось «Серóвней». Такая издёвка была совершенно справедлива потому, что назвали это замечательное училище не в честь прекрасного художника 19-го века Валентина Серова, написавшего «Девочку с персиками», а в память его однофамильца — советского художника-функционера Владимира Серова, сделавшего карьеру на изображениях Ленина, причём без всяких там персиков.

Леон был человек мягкий, неконфликтный, и совершенно независтливый, что среди художников, да и вообще творческих людей любого жанра, случается чрезвычайно редко. В студенческие годы он был совершенно очарован живописью мастеров Ренессанса, и особенно картинами Леонардо да Винчи. Этого итальянского гения он полюбил всем сердцем и так к нему прикипел, что даже в паспорте поменял своё имя с Леона на Леонардо и просил всех только так его звать. Имя-то он поменял, но таланта это ему не слишком прибавило, а потому не только сокурсники, но даже преподаватели Серовни с тех пор стали называть его не иначе, как Леонардо НеДаВинченный. Он не обижался, а только посмеивался. Пусть НеДаВинченный, но всё же Леонардо! Что с того, если не стал он великом художником? Не каждому дано быть гением. подробнее ⮞⮞⮞

Позади Авангарда

Наш отпуск подходил к концу и в испанской столице оставалось нам провести ещё два дня. Было в Мадриде несколько мест, куда каждый приезд нам обязательно хотелось пойти, ибо там всегда было можно увидеть что-то новое и интересное. Одним из таких мест был музей Тиссен-Борнемиса или просто Тиссен – наискосок через дорогу от знаменитого музея Прадо, около которого мы как раз и гуляли по ботаническому саду. Над мадридским небом сгущалась гроза и уже накапывал дождик, намекая, что дальше будет ещё мокрее. Промокнуть в наши планы не входило и потому Тиссен через дорогу оказался очень даже кстати. Всё равно мы туда собирались.

Меня давно занимало узнать, откуда в Испании оказался музей с таким именем – мы ведь с детства знали, что Фриц Тиссен бы нацистом и королём немецкой стали. Но всё оказалось куда запутаннее, не буду здесь об этом писать, скажу только, что коллекцию картин собирал вовсе не Фриц, а его племянник Ганс. подробнее ⮞⮞⮞

Лицо Джоконды

Вот уж более 500 лет самая знаменитая и загадочная картина в мире это портрет Моны Лизы (Джоконды) работы Леонардо да Винчи. Слово «мона» это сокращение от слова «мадонна», а оно, в свою очередь, означает «моя дама» (mia donna). С тех пор, как художник и историк Джорджо Вазари в 1560 году подробно описал эту картину в своей книге «Жизнеописания», считается, что Мона Лиза это 24-летняя жена флорентийского торговца шёлком Франческо Джокондо. Часто говорят о её «загадочной» улыбке. Я этого не понимаю – улыбка, как улыбка, ничего в ней особенного нет. Как писал Вазари, когда Леонардо работал над этим портретом, чтобы Мона Лиза не скучала, сидя перед ним, он нанимал музыкантов, танцоров и прочих развлекателей. Это ей положительно нравилось, так почему бы и не улыбаться? Никакой особенной тайны, на мой взгляд, здесь нет. подробнее ⮞⮞⮞