Общественно-политический журнал

 

Музыка

Жизнь Счастливого Человека

Кто без него мы? – Кучка лоботрясов.
Забвение – бесславный наш удел,
И только Фрумкин, современный Стасов,
Могучей кучкой сделать нас сумел.

                                 А. Городницкий

Есть же на свете счастливые люди! Не так чтобы было их много, но попадаются. Разумеется, даже у самых удачливых и счастливых жизнь никогда не протекает плавно, без взлётов и падений — так и в сказках не происходит. Случаются у них то светлые удачи, то горькие потери. Всё в жизни бывает. Но если подвести итог, то баланс у счастливчиков выходит положительный. Вот таким везунчиком оказался мой друг Володя Фрумкин. 10 ноября этого года ему исполняется 90 — возраст, хотя по нынешним меркам не заоблачный (есть у меня приятели и постарше), но всё же достаточно солидный, чтобы оглянуться и спросить: «Ну как ты получилась, жизнь моя?»  Я подумал — не стоит спрашивать Володю о его личной оценке, а решил в этом эссе пройтись по приметным точкам его судьбы и самому ответить на этот вопрос. далее➤

«У нас появилось непреодолимое желание кричать о том, как мы хотим свободы...»

Мне, в целом, понравилась сегодняшняя публикация "За туманом. Опыт социологии бардовской лирики" В. Скрипова - толкового и разумного автора.

Мое единственное замечание:  "В них не было никакой крамолы", - пишет ВС о песнях Кима, которые он целиком включил во второй, чисто лирический слой.

Между тем, одну из своих концертных программ (в двух отделениях!) Юлик назвал "Крамольные песни". Он за них поплатился в 1967 году, ему даже пришлось стать Ю. Михайловым...

В продолжение начатого разговора, прилагаю мое давнее (от февраля 2012) открытое письмо Лидии Чебоксаровой, где говорится о ложных трактовках бардовского движения. Эта проблематика все еще актуальна. далее➤

За туманом. Опыт социологии бардовской лирики

Барды. Костровая песня. Авторская песня. Самодеятельная песня. ..В этом ряду названий содержится социальное явление, которое родилось в конце пятидесятых и угасло в семидесятые. То есть упало на годы юности, студенческой поры моего поколения. Причем расцвет его пришелся на год , который считается рубежом конца периода т.н. «оттепели». На 1968-й – год Пражской весны , раздавленной гусеницами советских танков. Невероятно, но именно тогда же – в марте, то есть в унисон чешским грезам о «гуманном социализме», в далеком Новосибирске, в академгородке прошел первый всесоюзный фестиваль бардов.

Фестиваль этот обнажил два относительно автономных слоя в бардовском творчестве. Одно – Высоцкий, Окуджава, Галич...-Нынешнего Шаова тоже из этого ряда, который условно можно назвать общественно-политическим. И c ним более-менее все ясно – и внешнему, и своему наблюдателю. Яркие социальные зарисовки. Военный драматизм и героика (Высоцкий). Напоминания о трагизме недавнего прошлого. Ирония над «шагающими в ногу» в настоящем (Галич). Просто лирика («Виноградную косточку в теплую землю зарою...). И во всем этом и за всем этим – открытая или занавешанная изысканными иносказаниями критика власти и режима. далее➤

Грустный Гений

Холодным февральским вечером 1967 года поезд дальнего следования подкатил к заснеженному перрону. Дул пронизывающий ветер, метель забивала глаза, залезала в носы, и мы нехотя выползли из тёплого уютного вагона. В Казань наша маленькая студенческая группа из четырёх человек приехала на первую в нашей жизни конференцию.

Дело в том, что в те далёкие годы, кроме учёбы в Политехническом институте, я увлекался разными вещами: живописью, театром, фотографией, снимал кино, а также строил светомузыкальные установки и давал на них концерты. Персональных компьютеров и цветных мониторов ещё не было и в помине, а потому в студенческом конструкторском бюро мы изобретали различные проекционные аппараты для создания на экране или стенах красочных движущихся фигур, которые с сочетании с музыкой становились эдаким абстрактным балетом. Чем-то это напоминало ожившие под музыку картины Василия Кандинского. Мы подбирали куски из классических произведений и в меру своих способностей исполняли светомузыкальные произведения. далее➤

Придворные музы или Пегас под советским седлом

В нацистской Германии перестройщики культуры оказались даже умнее и решительнее своих большевистских коллег-соперников и не стали терпеть  у себя годами пестроту и неразбериху на культурном фронте.  Умели учиться – схватывать на ходу полезный опыт у СССР, страны, на 16 лет раньше начавшей неслыханный эксперимент – строительство тоталитаризма в отдельно взятой стране.  И поэтому ухитрились  учредить у себя Единый Союз в 1933 году, через несколько месяцев после прихода к власти Адольфа Гитлера! От советских творческих союзов этот отличался идеальным соответствием формы и содержания. Архитекторы Третьего рейха решили не кривить душой и в названии  новой гигантской организации, объединившей все виды искусства плюс печать и радио, вообще обошлись  без слова Union. Как и от прочих слов, намекающих на добровольность, автономность и тому подобные либеральные шалости. Ибо сказано было прямо, без обиняков и экивоков: Господа артисты, отныне вы служите в Reichskulturkammer – «Имперской Палате Культуры». А она есть не что иное, как одно из ведомств Министерства народного просвещения и пропаганды, во главе которого стоит доктор Йозеф Геббельс. И тот из вас, кто, по тем или иным причинам, окажется вне штата нового ведомства, лишается права заниматься своей профессией!

Советские творческие союзы формально оставались вне государственных структур, и их уставы не содержали столь жестких правил. Тем не менее, результат получился до удивления сходным. далее➤

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)

Бонн во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кёльнского князя. Именно здесь в декабре 1770 года и родился будущий гениальный композитор. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения — 17 декабря.

Княжество это, как и любое другое в Германии, носило церковный характер. Но церковь, на радость жителям, а в особенности многочисленным придворным и городской знати, не препятствовала всяческим развлечениям и удовольствиям. В то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров (хотя нам, людям, избалованным цивилизацией, трудно себе такое представить), большое место в жизни людей играла музыка, живая музыка. далее➤

Muse

Мэттью БелламиMuse (Муза) — британская альтернативная рок-группа, образованная в 1994 году в городе Тинмут (графство Девон).

Группа состоит из трёх участников: Мэттью Беллами (вокал, гитара, клавиши), Криса Уолстенхолма (бас-гитара, бэк-вокал) и Доминика Ховарда (ударные).

Всего Muse выпустили пять студийных альбомов и два концертных альбома, а также стали обладателями наград MTV Europe Music Awards, Q Awards, NME Awards, Brit Awards, Kerrang! Awards, Grammy и других наград, в основном полученных за концертные выступления. далее➤

Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saëns)

Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.

Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: «Бас не поёт» — говорил он пренебрежительно. далее➤

Фаусто Папетти (Fausto Papetti)

Фаусто Папетти - Fausto Papetti (28 января 1923 — 15 июня 1999) — итальянский альтовый саксофонист родом из провинции Ломбардия. Фаусто Папетти начал заниматься музыкой в детстве, и вынужден был вставать в пять часов утра, чтобы ехать в Варезе на музыкальные занятия. Тогда он хотел стать пианистом и играл на фортепиано в маленьком ансамбле, который организовали его друзья.

В доме был старый кларнет, на котором многие годы, прежде играл его отец. «Однажды я ощутил непоборимое желание поиграть на нем. Ноты возникли уверенно, словно по волшебству, несмотря на то, что это было впервые , и с тех пор я принялся изучать кларнет», признавался впоследствии Папетти в одном из интервью. далее➤

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)

27 января 1756 года в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками, садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для родных и близких мальчик был просто Вольфгангом или Амадео — так звучало это имя по-итальянски.

Зальцбург представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн. далее➤

Страницы