Общественно-политический журнал

 

Плохая новость для иностранных инвесторов

Как будто трудностей лавирования между западными санкциями против России было недостаточно - теперь работающие в стране иностранные компании столкнулись с новым потенциальным риском: заморозкой своих активов, пишет The Financial Times.

Россия угрожает ответными мерами в случае заморозки государственных счетов или ареста активов по иску акционеров ЮКОСа. Москва уже упоминала подобные меры, когда в июне были заморожены некоторые российские активы во Франции и Бельгии, также в связи с делом ЮКОСа.

Российское правительство даже занялось подготовкой правовых оснований.

В прошлом году Арбитражный суд в Гааге постановил, что Россия должна компенсировать бывшим акционерам ЮКОСа 52 млрд долларов.  Суд пришел к заключению, что Россия намеренно разрушила ЮКОС и присвоила его активы.

По неудачному стечению обстоятельств, решение Арбитражного суда в Гааге было вынесено в тот самый момент, когда ЕС и США стали переходить к более жестким санкциям против России в связи с Украиной.  Вскоре после этого последовало решение ЕСПЧ о том, что Москва должна выплатить €1,9 млрд тысячам миноритарных акционеров ЮКОСа.

Россия эти деньги не заплатила и не проявила никаких намерений исполнить решение суда.

Российские ответные меры могут выйти за рамки государственного имущества. В письме госдепартаменту США Москва заявила, что любые шаги против российского имущества будут основанием для "адекватных и соразмерных ответных мер против США, их граждан и юридических лиц" в России.

Для компаний и инвесторов действия России угрожают еще сильнее испортить бизнес-климат.  Иностранные предприниматели, не связанные с ЮКОСом, могут понести косвенный ущерб.

Адвокат Тим Осборн, представляющий интересы акционеров ЮКОСа, называет это "тактикой запугивания.Он говорит: "Реакция России демонстрирует абсолютное неуважение к законности и к тому факту, что мы всего лишь применяем договор, под которым Россия добровольно подписалась".

Россия оспаривает решение Гаагского суда по формальным основаниям: дескать оно было основано на Договоре к Энергетической хартии, который она не подписывала. Однако договор на самом деле был подписан, но не прошел процедуру ратификации, и Россия из него впоследствии вышла. Впрочем, согласно вынесенному в 2009 году промежуточному судебному постановлению, в период, к которому относится дело ЮКОСа, Россия была связана его положениями.

Если Россия и дальше будет отказываться возместить ущерб, акционеры в соответствии с так называемой Нью-Йоркской конвенцией, подписанной Москвой, имеют право обратиться в суды других стран с просьбой о взыскании компенсации путем ареста государственных активов России, включая активы госкомпаний.  Не столь ясна ситуация с активами контролируемых государством предприятий, таких как "Роснефть", в котором BP принадлежит 20%. Акционерам ЮКОСа предстоит убедить зарубежные суды в том, что подобные "Роснефти" компании действовали как "агенты" государства.

В краткосрочной перспективе угроза ответных конфискаций вряд ли будет иметь существенное практическое значение. Юристы ЮКОСа признают, что судебные тяжбы с Россией могут затянуться на годы.

Но действия Москвы имеют более широкие последствия. Они сигнализируют о еще большем отдалении страны от рамок международного законодательства и международных нормативов. Это плохая новость для многих иностранных инвесторов, все еще упорно цепляющихся за надежду на то, что когда-нибудь скоро отношения с Россией каким-то образом вернутся к норме.

Источник