Общественно-политический журнал

 

Молоко стало в России дефицитом

С сентября 2014 года в России действует эмбарго на ввоз продуктов питания из Евросоюза - в результате "молоко стало в России дефицитным товаром", пишет немецкий журнал Der Spiegel. Всего, по оценкам "Национального института исследования аграрных проблем" (Москва), в прошлом году дефицит составил 8 млн тонн.

"Дефицитом пользуются бессовестные предприниматели", - говорится в статье. Недавно новостной сайт "Фонтанка" провел эксперимент с сырами: сыры, предназначенные для употребления в пищу, поджигали, и они прыгали в кастрюле, словно поп-корн, выделяли серый дым и горели на протяжении десяти минут. Сыр, по данным "Фонтанки", не имел в себе ни грамма молока и "был пригоден лишь для керосиновых ламп".

Эта проблема для России системная, считает журналистка "Фонтанки" Венера Галеева. В апреле этого года российские власти заявили об увеличении на рынке продукции "сомнительного качества" и "поддельных сыров". На прошлой неделе появилось предупреждение, что недобросовестные производители разбавляют молоко "не только водой, но также крахмалом, мелом, мылом, мукой, известью и даже цементом".

"Большая часть отечественных производителей пользуется отсутствием конкуренции и не пытается делать качественную продукцию", - говорит представитель Союза потребителей "Росконтроль" Ирина Тихмянова, отмечая, что по итогам проведенного недавно исследования 46 молочных продуктов 60% содержали компоненты-заменители. В мясных продуктах, по словам Тихмяновой, их доля еще выше.

Любопытно, что, несмотря на это, в последнее время "россияне стали еще больше поддерживать запрет на ввоз продуктов из ЕС в Россию", удивляется корреспондент Der Spiegel. Согласно опросу независимого "Левада-Центра", в июне поддержка выросла до 40%, хотя в марте она составляла всего 21%. В ЕС, в свою очередь, из-за российского эмбарго отмечается переизбыток молока: производители молочной продукции страдают от низких цен и многим приходится закрываться.

Читатель «Фонтанки» купил себе развесного творога и решил проверить его натуральность. Нагрел продукт на газовой горелке. Творог вспыхнул и расплавился. «Фонтанка» не поверила и повторила эксперимент. Подтверждаем — все правда. В спальных районах города продается «творог», которым впору заправлять керосиновые лампы. Эксперты не нашли в нем молочных жиров.

Начальник отдела контроля качества продукции по обращениям потребителей СПбГУ "Центр контроля качества" Лариса Шаповалова выслушала историю о подозрительном «твороге», оказавшемся по документам «творожным продуктом», и отметила, что ни нагревание, ни сжигание не может считаться способом его проверки. Выяснить что-либо наверняка можно только в лабораторных условиях. Но лаборатория сможет определить только процентное соотношение молочных и растительных жиров. Выяснить, что именно использовал производитель в качестве суррогата, смогут разве что в специализированной лаборатории Института питания РАМН в Москве.

 «Фонтанка» обратилась в аккредитованную испытательную лабораторию пищевых продуктов, сырья и материалов ФГУ "Тест-С.-Петербург". Здесь проверяют качество практически всего — от подгузников до автомобильного топлива. И 50-граммовый образец «Творога «Псковского» 9%-ного» проанализировали менее чем за 8 часов. Идентификация жировой основы показала, что продукт на 100% состоит из заменителей молочного жира. То есть не является даже «творожным продуктом».

Автор рецептуры горючего «творожка» – ООО «Лев-Толстовский молочный завод» – функционирует в Липецкой области с 1961 года. Портал «Деловая сеть – Тула» сообщает, что его продукция активно продается во многих регионах страны. Кроме Петербурга, в перечень попали Москва, Тверь, Орел, Нижний Новгород, Пермь, Брянск, Саратов, Омск и Челябинск.

 «Фонтанка» дозвонилась до начальника цеха «Лев-Толстовского молочного завода» Екатерины Копытовой. И выяснилось, что ни цена, ни сертификат соответствия, предложенные продавцом в автолавке на Бухарестской улице, не отражают истинной сути продукта. «Творожный продукт мы больше не поставляем. Если бы вы потребовали предъявить этикетку на транспортной таре, то на ней должно быть написано «творожная паста», – сказала Екатерина Копытова. – Она состоит на 100% из заменителя молочного жира. Из какого именно — я вам не скажу, потому что это коммерческая тайна. Это заменители молочного жира разных производителей, на них есть декларации, они разрешены Роспотребнадзором». Начальник цеха отметила, что продукт может приносить пользу, так как содержит молочнокислые микроорганизмы. «Эту пасту у нас берут не только для розничной продажи, но и для производства глазированных сырков и кондитерских изделий», – отметила начальник цеха. И подчеркнула, что сжигание творога в столовой ложке не может считаться аналитическим методом.

 По этому пункту с «Лев-Толстовским молочным заводом» согласна главный технолог молочного завода «Лосево» Ольга Путинцева: «Прежде всего следует отметить, что данный способ определения натуральности творога не совсем корректен. Растительные жиры определяются лишь на уровне аминокислотного состава. Но если вы все же решитесь на это, то настоящий творог ни в коем случае не должен стрелять, плавиться и тем более иметь посторонний пластиковый запах. Творог без растительных жиров сначала будет пахнуть запеканкой, а потом подгоревшим молоком. И обязательно в конце у вас должен остаться уголек». Путинцева отмечает, что настоящий творог видно по цене. Для производства 1 кг в среднем нужно 7,5 литра молока. По Ленинградской области 1 литр сырого молока стоит 25 – 27 рублей. «Добавим стоимость закваски, упаковки, доставки, зарплату сотрудников и т. п. Следовательно, не стоит рассчитывать на настоящий творог, если вы его купили дешевле, чем за 250 рублей за кг», – говорит главный технолог.

Фермерский продукт по определению должен стоить в 2 – 3 раза дороже, чем заводской, потому что издержки частника гораздо выше, чем у большого завода. Настоящий фермерский творог должен стоить 600 – 700 рублей за килограмм.

Заявление идиота: Россия становится ведущим экспортером сельскохозяйственной продукции, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Россия успешно отвоевывает статус крупного поставщика на мировом продовольственном рынке», – цитирует главу правительства «Интерфакс».

По словам Медведева, «эти результаты достигнуты благодаря поддержке аграрной промышленности со стороны государства».

Госфинансирование необходимо для того, чтобы «аграрный сектор мог сделать разворот от импорта к экспорту […] чтобы потребители и в России, и за рубежом без колебаний выбирали российские продукты».

Вместе с тем, как добавил премьер, Россия в межсезонье обеспечена собственными овощами только на 50%, фруктами – на 33%. Кроме того, по словам Медведева, российские производители молочной продукции дают 80% нужного объема.