Общественно-политический журнал

 

Закон FARA и кремлевская истерия

Регистрация в качестве «иностранного агента» в США проходит согласно положениям закона, более известного по аббревиатуре – FARA.

Все началось с попыток противостоять пропагандистской машине Адольфа Гитлера. Масштабы нацистской пропаганды в США, увеличение числа организаций, которые тайно финансировались Берлином, и похищения американских технологических секретов германскими шпионами привели к тому, что Конгресс решил вмешаться.

Предполагалось, что FARA упорядочит ситуацию с публикацией нацистской пропаганды в США. Право высказывать любую точку зрения защищено Конституцией, поэтому закон лишь предусматривал, что организация или физическое лицо, занимающая выполнением каких-либо заданий иностранного государства, должно официально сообщить об этом и пройти соответствующую регистрацию: сперва в Госдепартаменте, позже – в Министерстве юстиции.

Для обозначения таких организаций и физлиц в законе используется слово «агент», которое в английском языке – в отличие от русского – не имеет негативной коннотации.

Во время Второй мировой войны американские суды рассмотрели 23 дела, фигуранты которых обвинялись в нарушении FARA. В 1966 году закон был изменен. Конгресс принял решение, что кроме борьбы с пропагандой враждебных режимов, он должен регулировать деятельность иностранных лоббистов. Тогда из текста закона пропало слово «пропаганда», которое было заменено на «информационные материалы».

Министерство юстиции США разъясняет, что FARA необходим, чтобы правительство США и народ Соединенных Штатов были информированы об источниках информации (пропаганды) и личностях людей, пытающихся оказать влияние на общественное мнение, политику и законы США.

Под действие закона попадает любая структура, организованная согласно законам иностранного государства или имеющая основное место ведения бизнеса в иностранном государстве.

Закон также требует, чтобы информационные материалы иностранного агента содержали предупреждение, что они распространяются в интересах иностранного заказчика. Закон распространяется на информационные службы только в том случае, когда их редакционная политика управляется иностранным правительством.

Именно поэтому в США работают без регистрации британская «Би-Би-Си» и германская «Дойче Велле», поскольку эти медиа независимы от властей своих государств.

«RT имеет только один общий признак с западными вещателями, такими как Би-Би-Си и «Голос Америки» – государственное финансирование. Последние управляются прозрачными структурами, что гарантирует редакционную независимость, ответственность и качество. (…) RT не имеет никакого отношения к базовым ценностям журналистики, таким как объективность и поиск правды», – констатирует эксперт из вашингтонского Института Брукингса Джеймс Кирчик.

Согласно оценке разведсообщества США, RT и «Спутник» – составные части «государственной российской пропагандистской машины», и поэтому они попадают под действие FARA.

В рамках этого закона в свое время регистрировались представительства главных советских СМИ – агентства ТАСС, газет «Правда» и «Известия». А когда в 2010 году ФБР раскрыло сеть российских шпионов, среди которых была небезызвестная Анна Чапман, им также было инкриминировано нарушение закона FARA: поскольку они тайно выполняли приказы Москвы.

Согласно последнему отчету Министерства юстиции США, по состоянию на начало 2017 года в качестве иностранных агентов зарегистрированы китайская газета China Daily, японский телевещатель NHK Cosmomedia и южнокорейская KBS.

Регистрация в рамках FARA не мешает иностранным медиакомпаниям вести бизнес на территории США и не предполагает никаких требований к распространяемой информации. Закон предусматривает лишь выполнение ряда условий: информирование об источниках финансирования (раз в квартал), ежегодное предоставление распространенных информационных материалов (например – сетки вещания со списком программ) и сообщение о том, что это средство массовой информации действует в интересах того или иного правительства – для этого достаточно разместить одно предложение соответствующего содержания на официальном сайте.

В России в 2013 году был принят собственный закон об иностранных агентах, под действие которого попали многие правозащитные организации. При этом российское руководство традиционно использовало FARA – кстати, неверно описывая его суть – в качестве оправдания своей атаки на права человека.

Алекс Григорьев

Госдума единогласно приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, который позволит признавать зарубежные СМИ иностранными агентами.

Вице-спикер Думы Петр Толстой назвал это решение вынужденной мерой, принятой в ответ на притеснения российских СМИ за рубежом.

Законопроект был принят в третьем чтении всего через 2,5 часа после того, как был рассмотрен и одобрен депутатами во втором. Теперь закон должны одобрить Совет Федерации и президент. Сенаторы могут сделать это на следующем заседании 22 ноября. В силу закон вступает с момента его опубликования.

Рассмотрение документа прошло без дискуссий. За принятие закона проголосовали все 414 депутатов из 414 присутствовавших на заседании. После этого они с восторгом поаплодировали сами себе.

"Никто не хотел принимать такое решение среди нас, и оно никак не повлияет на свободу слова в нашей стране. Речь идет о возможности для исполнительной власти принять зеркальные меры в отношении тех стран, где ущемляется свобода действий, слова российских журналистов", - сказал Толстой перед третьим чтением ("никто не хотел", но приняли единогласно и под аплодисменты! - ЭР).

По мотивам законопроекта торжественно выступили лидеры фракций, что бывает редко. Обычно в таких случаях выступают главы комитетов или их заместители.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов сравнил нынешнюю ситуацию в мире с временами Карибского кризиса, рассказал, что ему не нравится журнал "Дилетант", издаваемый "Эхом Москвы", назвал Ксению Собчак "кандидатом от Дома-2" и посетовал, что Аляска была "задаром отдана". Через 13 минут после начала своей речи он вспомнил о законопроекте и сказал, что коммунисты его поддержат.

Руководитель ЛДПР Владимир Жириновский пожаловался, что американские СМИ никогда не освещают его визиты в США, назвал RT "великолепным телеканалом" и поздравил всех с Новым годом. "Год собаки (Шарикова? - ЭР) - это мой год. Надеюсь, это скажется на выборах президента 18 марта", - завершил свою речь Жириновский.

"Мы этот закон принимать не хо-те-ли", - в очередной раз, уже по слогам произнес вице-спикер Госдумы Петр Толстой ("Единая Россия"). Он подчеркнул, что российские СМИ с иностранным финансированием новый закон не затронет.

По сути, "иностранным агентом" Россия сможет признать любое СМИ, имеющее в какой-либо форме иностранный капитал или финансирование от иностранных граждан. В зоне риска - даже финансируемый государством телеканал RT, из-за внесения которого в американский список иностранных агентов российские депутаты и разработали новый закон: его вещатель АНО "ТВ-Новости" входит в список СМИ, получающих зарубежное финансирование.

Сергей Миронов, руководитель фракции "Справедливой России", заявил, что "советскому агитпропу было далеко до того, что сегодня делают в США". "В Англии "Россия Тудэй" (так Миронов называет RT) опередила всех по иностранным англоязычным каналам, в Штатах занимает второе место" (при этом, он не сообщает откуда черпает столь удивительную статистику, наверное, чтобы не осмеяли - ЭР), - сказал Миронов.

Ограничения для иностранных СМИ были внесены в виде поправок ко второму чтению в уже принятый в первом чтении законопроект о внесудебной блокировке сайтов нежелательных в России организаций.

Под новый закон попадут как СМИ, зарегистрированные за рубежом, так и те, кто зарегистрирован в России, но получает иностранное финансирование. Конкретного списка в законопроекте не указано, там говорится, что это коснется широкого круга "структур", распространяющих какой-либо контент. Необязательно, чтобы эта организация имела лицензию или какую-либо правовую форму.

По сути, "иностранным агентом" Россия сможет признать любое СМИ, имеющее в какой-либо форме иностранный капитал или финансирование от иностранных граждан (то есть, все на усмотрение власти - ЭР).

Судя по реестру Роскомнадзора, в России выдано 261 разрешение на распространение зарубежных периодических изданий. Аккредитацию при МИД имеют 290 иностранных СМИ.

В реестр средств массовой информации, которые имеют более 20% иностранного капитала, в 2017 году вошло 379 изданий. Число зарубежных изданий, которые можно прочитать в интернете, не поддается подсчету. Теоретически каждое из них, по задумке депутатов, может попасть под действие нового закона.

(Теперь понятно почему они сами себе аплодировали - успешно перешли здравый и даже уши не заложило - ЭР).

Среди СМИ, которые могут подпасть под новый законопроект, парламентарии ранее называли "Радио Свобода", "Голос Америки", Си-эн-эн и "Дойче Велле".

СМИ, признанные иностранными агентами, должны будут указывать это в своих материалах, как и иностранные агенты-НКО. Также они должны будут отчитываться ежеквартально не только за иностранные, но и за все российские средства, включая частных жертвователей.

В отчетах нужно будет указывать имена тех, кто пожертвовал средства или имущество, и пояснения, на что эти средства были потрачены. СМИ-агенты должны будут проходить обязательный платный аудит и им будет запрещено вести упрощенную бухгалтерскую отчетность, как российским организациям.

Другие обязательства СМИ-иноагентов определит министерство юстиции, оно же составит конкретный список. Если СМИ не выполнит требования закона об иностранных агентах, то оно потеряет возможность работать в России.

13 ноября RT сообщил, что подал в минюст США документы о регистрации в качестве иностранного агента. При этом представители канала не стали указывать, на чьи деньги они работают, сославшись на то, что конечный бенефициар им неизвестен.

Руководители двух американских организаций, осуществляющих вещание на зарубежные страны прокомментировали законопроект, одобренный в третьем, окончательном чтении Госдумой РФ.

«Что касается этого закона, пока это только проект, который не был одобрен двумя палатами российского парламента, не был подписан президентом [Путиным] и мы не знаем, как министерство юстиции будет использовать этот закон в контексте нашей работы», – заявил президент «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Том Кент.

«Мы можем сказать в общем контексте нашей работы, что американские СМИ, которые работают в России, не имеют доступа к кабельному телевидению, – продолжал Кент. – У нас нет радиочастот. Российские СМИ в США распространяют свои программы по американскому кабельному телевидению. У «Спутника» есть своя радиочастота в Вашингтоне. Это значит, что даже на данный момент нет равенства».

Также отметив, что в настоящее время трудно сказать, как повлияет решение российских законодателей на «нашу информационную деятельность в России», директор «Голоса Америки» Аманда Беннетт констатировала, что «”Голос Америки” по закону является независимой, беспристрастной и ориентированной исключительно на факты новостной организацией».

«Мы сохраняем приверженность данным принципам», – подчеркнула Аманда Беннетт.

Не дожидаясь окончательного одобрения закона, российское Министерство юстиции направило пяти средствам информации – Радио Свобода, «Голосу Америки», каналу «Настоящее время», проектам «Idel.Реалии» и «Кавказ. Реалии» – уведомление о том, что «поскольку в деятельности данных СМИ имеются признаки выполнения функций иностранного агента, то на них могут быть распространены ограничения, предусмотренные российским законодательством». Об этом сообщили несколько российских медиа со ссылкой на источники в Минюсте России.

Выжигание медийного пространства

Некоторые российские парламентарии пошли еще дальше в рассуждениях о возможной ответственности журналистов, работающих в медиа, подлежащих объявлению «иностранными агентами».

В частности, бывший журналист, а ныне депутат Государственной Думы от фракции «Единая Россия» Евгений Ревенко заявил, что наказание за отказ медиа регистрироваться «иностранным агентом» может быть уголовным: «Существует статья 300 прим УК РФ - злостное уклонение от исполнения обязанностей определенных законодательством РФ о НКО, выполняющих функцию иноагента, там предусматриваются большие штрафы, обязательные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

Василий Гатов: эту норму можно применить к кому угодно

Приглашённый эксперт Анненбергской школы Университета Южной Калифорнии, российский медиа-аналитик Василий Гатов в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявил, что новая норма позволяет использовать закон максимально широко: «Практически любой распространитель информации будет обязан регистрироваться при возникновении соответствующего требования.

Это типично бюрократический акт, который ставит под угрозу деятельность значительного числа иностранных распространителей информации – не только СМИ, но и любых компаний, которые попадают под определение «распространителя информации», то есть социальных сетей, мессенджеров, даже сервисов электронной почты. Это классическая модель российского квази-«права», когда создается норма, которую с ясностью применять невозможно, но если это политически необходимо, то ее можно применить к кому угодно».

По словам Василия Гатова, российские чиновники и депутаты демонстрируют показную жесткость в отношении иностранных медиа, работой которых они недовольны: «Судя по некоторым высказываниям Андрея Климова и других членов Совета Федерации, у них есть более репрессивные модели — они грозят создать возможность внесения СМИ в число нежелательных организаций, таким образом, криминализировав работу на западные медиа, которые окажутся в этих списках».

В том, что западные медиа получают предупреждения не от Роскомнадзора, а от министерства юстиции России, эксперт тоже видит некий знак: «В данном случае, видимо, пытаясь имитировать американские действия в отношении RT, дело передали в руки Минюста, что делает исполнение более жестким заведомо. Руководство Роскомнадзора все-таки хоть что-то понимает в деятельности медиа, тогда как безликие чиновники регистрационных подразделений Минюста и спецназ могут прислать, если им что-то не понравится».

Василий Гатов надеется, что обе стороны в мерах по отношению к соответствующим медиа с государственным финансированием проявят сдержанность, но предполагает, что может случиться и по-другому: «Наиболее вероятные последствия, если все пойдет жестко – что аналогичные требования будут предъявлены всем остальным российским СМИ в США. Заставят зарегистрироваться все остальные российские государственные медиа и, соответственно, раскрыть бюджеты, должности и прочее.

И конфликт может зайти в ту стадию, когда начинаются высылки и прочее, потому что это впрямую бьет по интересам, в том числе и тем, которые не находятся в поле пропаганды. Мы прекрасно понимаем, какие еще функции выполняют соответствующие организации».

Николай Петров: Угрожающие высказывания — это часть игры по ролям

Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров отмечает, что у принятого законопроекта прежде всего есть функция своего рода «выжигания» медийного пространства: «С принятием этого закона возможность жесткого контроля и подавления распространяется уже абсолютно на все, что шевелится в медиасфере. Потому что все остальное и так находилось под жестким контролем, а теперь и то, что зарегистрировано за границей, то, что является иностранным, тоже подпадает под действие этих жестких ограничений».

Однако и внешнеполитический аспект, по мнению эксперта, в принятии нового акта достаточно важен: «Речь идет и о том, чтобы дать власти свободу рук и возможность быстро реагировать в ответ на действия западной стороны, плюс это, как раньше говорили во времена «холодной войны», бряцание оружием, то есть демонстрация достаточно жестких уже не просто намерений, а реальных возможностей»

Тем не менее, по словам Николая Петрова, в Кремле не собираются действовать в отношении американских медиа жестко, так как понимают, что на это последует ответ: «Я думаю, что RT и ее сохранение им намного важнее, чем подавление или закрытие Радио Свобода или «Голоса Америки». Это просто дополнительный предмет для торга, и самим инициировать жесткость им совершенно не с руки, конечно».

О жестких высказываниях российских политиков эксперт говорит, что это просто игра по ролям: «Стало нормой иметь одних людей, которые комментируют что-то очень жестко и кровожадно, и других, которые на этом фоне дают относительно более спокойные комментарии. Понятно, что это не в силу разного темперамента они так делают. Создается угроза, и потом, когда она не реализуется, вроде как нужно аплодировать Путину за то, что сдержал наиболее жестких. Это очень выгодная для власти ситуация, когда для улучшения имиджа или для отправки позитивных сигналов не надо ничего делать хорошего, а надо просто сделать плохое в меньшем, чем было заявлено раньше, объеме».