Общественно-политический журнал

 

«Холодная война» в редакции Павела Павликовского

Проще всего, наверное, вторую художественную работу Павела Павликовского «Холодная война» (2018), оскароносно блеснувшую в этом году в Каннах, смотреть и видеть как жертву любви этой политической стужи. Но насколько такая трактовка обеднила бы авторский замысел, точнее – авторский поиск.

Потому что уже в первой фазе развития истории отношений главных героев – музыканта и дирижера Виктора (Томаш Кот) и сельской красотки Зулы (Иоанна Кулит) начинаешь чувствовать, что если политический фактор здесь и присутствует, то лишь как рефрен. А сама «холодная война» во всех своих противоречиях бушует в самой любви этих двух очень непохожих людей. 

Он сумрачен, старомодно интиллегентен, серьезен и постоянен. Она – знающая себе цену, разбитная и пробойная, провинциально хищная и малообразованная. Он во всем основательный – во вкусах, отвращении к давлению системы, в представлениях о порядочности, в верности . Она – расчетливая, способная на мелкие подлости, с сердцем, которому, как в любимой утесовской песенке, все время «не хочется покоя». А если и мучительно постоянная в любви, точнее – в притяжении к Виктору, то, скорее, из властного стремления к собственности. В сущности, это два продукта системы – ее отторгающие и наученные «крутиться» себе не в убыток. В результате рождается Любовь через дефикс, по другую сторону которого напрашиваются такие слова, как мука, садомазохизм и даже – ненависть.

И все это раскрашивается сюжетной фабулой об истории создания в 1949-м народного фольклорного ансамбля «Мазурка» , быстро раскрученного до масштаба национальной фишки со статусом «визитной карточки» страны вначале в пределах социалистического лагеря, а потом – с переходом от сталинщины к хрущевской оттепели - и на Западе. Ценой такого успеха стала ломка через колено его создателей, которые лишь на уровне тоски в глазах и гримассы оцепенения на лицах выразили свой протест «обогатить» простонародный репертуар политическими актуалиями сталининизма.  Итогом этого наезда стал первый физический разрыв между любящими сердцами:  Виктор использует первые же гастроли в Берлине для бегства на Запад, благо фигурально даже его и не требовалось: ведь до постройки в 1961 Стены  рубеж, отделяющий два мира, можно было спокойно перейти. Ну, а Зула, вопреки договоренности, «задержалась» на банкете, устроенном после концерта, в котором она уже была «звездой», чтоб залить свою нерешительность алкоголем.  Вопрос, кого здесь винить – «холодную войну» или характер и ценности конкретного человека, автор оставляет для зрителя.

Как и во всех последующих коллизиях, где с одной стороны «любовь к женщине всей жизни» с бесконечной готовностью жертвовать всем – от унижений до безопасности. С другой – череда коленец, в которых в гремучую смесь слились честолюбие и карьеризм, экспансивность и неуживчивость характера, отчаянная храбрость и способность на сделку, беспардонный компромисс, измена и властная тяга вернуться к единственному человеку, спасти его. У таких нервных, бредовых отношений, измучивших до изнеможения обоих,  и развязка соответствующая – предложение  «повенчаться  навек». То есть устроить красивую, романтическую смерть со свадебным обрядом в полуразрушенном храме у свечи, после чего, наглотавшись таблеток, заснуть навек вдвоем  на скамеечке на берегу реки.

Последняя сцена с фразой «давай пересядем на ту скамейку – там красивей» - гениальный сценаристкий ход того же Павликовского, без которого просто невозможно найти точки, завершающей эту историю. Историю войны двух душ, которая не менее драматична и студено-горяча, чем «холодная война».  И исход которой, как известно, был, увы, разрушительным. 

Интересен фильм и операторской эстетикой.  Выполнен он в форме черно-белого квадрата, в который органично вплетается время -15 лет, охвативших  послевоенный сталинизм с  эволюцией его в мягкое подбрюшие эпохи загнивания.  Плюс обилие музыки, усиливающей стилистику и компенсирующей пунктирный аскетизм столь долгого сюжета, который авторы умудрились уложить в полуторачасовой формат. 

Владимир Скрипов

«Холодная война» - это польский драматический фильм 2018 года режиссера Пауэла Павликовского, который участвовал в конкурсе «Пальма д'Ор» на Каннском кинофестивале в 2018 году. В Каннах Павликовский получил премию за лучшую режиссуру. Он также получил премию «Золотые львы» на 43-м кинофестивале в Гдыне.