Общественно-политический журнал

 

Смогут ли курды создать свое государство

«В создании независимого Курдистана заинтересованы США, но это станет очередным ящиком Пандоры, – заявил Тофик Аббасов – востоковед, иранист, старший советник бакинского международного Центра мультикультурализма.

Обрести независимость смогут лишь те, кто готов за нее сражаться. Флаг независимого Курдистана больше не реет над Киркуром, который, как утверждают информагентства, был сдан отрядами «пешмерга» практически без боя. Иракцы используют в наступлении танки «Абрамс» и внедорожники американского производства. 17 октября вице-президент Ирака Нури аль-Малики пообещал, что крупнейший курдский город Ирбиль (население около 1.5 млн. человек) также падет за 48 часов.

Не удивительно, что заклятые враги, Ирак и Иран, Турция и Сирия, стали заклятыми друзьями, когда понадобилось совместными усилиями задушить угрозу сепаратизма. Ведь государство Курдистан в будущем сможет предъявить территориальные претензии к каждой из этих стран, а также к Азербайджану, на территории которого в 20-е годы прошлого века тоже существовал курдский уезд. Однако так ли уж контрастны позиции сторон, какими они кажутся на первый взгляд?

– Публично, конечно, результаты референдума в иракском Курдистане никто признавать не собирается, ни де-юре, ни де-факто. Но в таких политических играх всегда лишь малая часть находится на поверхности, главное же остается скрытым от посторонних глаз, — говорит Тофик Аббасов. – Казалось бы, не только заинтересованные стороны — Ирак, Турция и Иран,  но также Великобритания, Франция, Германия и США призывали Масуда Барзани отказаться от идеи самоопределения. А что получается на поверку? Неужели можно подумать, что Барзани, будучи опытным, чутким политиком, прекрасно понимающим все последствия, самостоятельно решился бы на столь громкую акцию? Нет и еще раз нет! Только с позволения американцев, которые пестуют идею создания независимого Курдистана еще с того времени, как они затеяли покорение Ирака.

– Согласны ли вы с экспертами, которые говорят, что американцы поторопились с Ираком: освободив его от диктата Саддама, а потом и от «Исламского государства», они заодно расчистили плацдарм для наступления Ирана?

– Это и так, и не так. Иран, безусловно, пытается наращивать свое влияние, но в то же время США укрепляют здесь свой собственный форпост — иракский Курдистан. Начиная с 2003 года, сюда поступала военная техника, продовольствие, гуманитарная помощь, оборудование двойного назначения. Кроме того, американские военные инструктировали «пешмерга» – курдские военизированные отряды. Причем, не просто обучали, но оказывали всестороннюю помощь в формировании новых воинских подразделений. В результате уже сегодня численный состав «пешмерга» превысил сто тысяч человек, и, как следует из курдских источников, в ближайшие нескольких лет это количество вырастет вдвое.

Когда еще был жив Саддам, Америка противостояла его гвардейцам и шиитским ополченцам, оберегая границы Курдистана. Заодно американцы шаг за шагом, неторопливо, формировали местную политическую элиту, обучая ее принципам государственного строительства. И лишь через 15 лет, под занавес всей этой комбинации, начался поэтапный переход иракского Курдистана к независимому государству. Хотя американцы как бы самоустранялись от управления, передав его местным политикам и военным.

– Турция яростно противится курдской независимости, что не мешает курдам активно торговать с турками — иракский Курдистан занимает второе место в турецком товарообороте после Германии.

– Все, действительно, не так просто, как выглядит на первый взгляд. Да, Эрдоган выступает с резкими речами на эту тему. Но он же оказывал самую деятельную помощь режиму Барзани. Турция – его основной инвестор, вкладывающий значительные средства в экономический сектор курдского образования, а также в его инфраструктуру.

По статистике, турки ежегодно экспортируют в этот регион товары на сумму свыше 8 млрд. долларов! Потому закрытие границ, о котором сейчас говорится, может принести больше вреда туркам, чем курдам.

Тут уместна аналогия с историей Государства Израиль, над проектом создания которого в середине прошлого века трудились сверхдержавы. После Второй мировой войны Советский Союз во главе со Сталиным хотел создать еврейское государство левого толка, чего абсолютно не желали американцы с их союзниками. Еврейские же лидеры были полны решимости добиться возрождения своего национального очага, не думая о том, какой ориентации оно будет придерживаться. Сталин просчитался, так и не поняв, что для мирового еврейства вопрос идеологии представляет не стратегический интерес, а всего лишь тактический.

– Иными словами, Эрдоган повторяет оплошность Сталина в истории создания Курдистана?

– Именно так! Эрдоган поставил на Масуда Барзани, как на исламиста. Но для курдского лидера и его многомиллионных соплеменников на данном этапе не так важна идеологическая парадигма. Они желают одного — рождения своего национального государства. И мне кажется, что Барзани его переиграл. Эрдоган увлекся исламским вектором и упустил из виду, что его ставка бесперспективна.

– То есть все эти стороны участвуют в тонкой и запутанной игре.

– Собственно, как и во всем на Востоке. Та же Америка, выступая против джихадистов, странным образом миндальничала с ними в Ираке, рассчитывая, что ИГ раздробит регион, и тогда вопрос с государственностью Курдистана решится сам собой. Когда Кремль спутал карты, игру пришлось срочно менять. Вот тогда и вытащили «джокера» из рукава – референдум по поводу курдской независимости.

– Фахраддин Пашаев, лидер общины азербайджанских курдов, ранее сказал, что этот процесс уже не остановить и в течение года большинство стран признает независимость Курдистана…

– В этом я с ним солидарен. Но хотел бы напомнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Запад руководствовался исключительно благими намерениями, разрушив Югославию, а затем и Сербию. Независимость Курдистана – такой же ящик Пандоры.

– Значит, вы против любого сепаратизма?

– Сепаратизм всегда приносит с собой большие разрушения и нестабильность, будь то в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии… Для кого-то борьба за самоопределение – это священный долг, а для кого-то вызов и затея, чреватая огромным риском.

– К слову о Нагорном Карабахе, ведь курдов поддерживает и Армения?

– Официальный Ереван достаточно прозорлив и в этом вопросе думает на три хода вперед. В частности, о том, что Курдистан, расширяя свои границы, захочет присоединить к себе территорию Западной Армении, которая еще в двадцатых годах прошлого века отошла к Турции, согласно московскому и карскому договорам.

Кому-то это покажется слишком фантастическим развитием событий, но Армении не откажешь в умении пофантазировать и внести сумятицу в международный порядок. Обратите внимание, как в иракском Курдистане был сформулирован основной вопрос всенародного референдума. Он выглядит весьма своеобразно, с намеком на то, что под определение «курдское государство» могут подпасть не только территории иракского Курдистана, но и земли сопредельных государств, населенные соплеменниками иракских курдов.

– Как, по-вашему, будут развиваться события, если государство Курдистан все-таки появится на политической карте мира?

– Бесспорно, их многолетняя борьба за самоопределение заслуживает уважения. Учитывая, что курды живут на территории разных государств региона, приходится признать, что на их долю выпала очень трудная задача. Пока что Ирак и Сирия выглядят слабыми звеньями, от которых при определенном стечении обстоятельств курды могут отторгнуть территории для создания своего государства. Мне думается, что свое государство у курдов все же появится, но его рождение будет долгим и мучительным, пока этому плану противостоят такие региональные державы, как Турция и Иран.

– Как поведет себя Россия? 

– Ее позиция не будет дружественной, ведь Кремль понимает, что американцы всерьез разыгрывают курдскую карту ради своего союзника на Среднем Востоке. То, что выгодно Вашингтону, не устраивает Москву, которая на базе сирийской проблемы скооперировалась с Ираном и Турцией ради блокирования возможностей США во взрывоопасном регионе.

Неясно и то, как поведет себя Масуд Барзани, который ныне оказался меж двух огней. Но я думаю, что в финале свободный Курдистан все же будет создан, хотя и в скромных границах. А поначалу курдам придется расстаться с идеей «великого Курдистана» и удовольствоваться малым.

Марк Котлярский