Общественно-политический журнал

 

Смысл или бессмыслие «Турецкого потока»

Как известно, 8 января в Стамбуле прошла церемония запуска «Турецкого потока» с участием президентов России, Турции и Сербии Владимира Путина, Тайипа Эрдогана, Александра Вучича и премьера Болгарии Бойко Борисова.

Эксперты критически настроены в отношении перспектив этого события. Так, аналитик Андрей Гурков отмечает, что эта помпезная церемония могла ввести в заблуждение зрителей российских центральных телеканалов, поскольку из двух ниток «Турецкого потока» только одна может пока полностью выполнять свои функции - та, что снабжает турецких потребителей.

«У второй, предназначенной для поставок на основной рынок "Газпрома" - в Евросоюз, до сих пор нет сопоставимого по мощности продолжения на территории ЕС, так что эта нитка еще как минимум год-полтора останется сильно недозагруженной.

Это был праздник турецкого президента. Он получил все, чего хотел - новенькую с иголочки трубу для снабжения развитой европейской части Турции (к западу от Босфора) газом напрямую из России - без промежуточных стран, без транзитных пошлин и транзитных рисков, да еще и с существенной скидкой.

А вот Владимиру Путину пришлось делать в Стамбуле хорошую мину при весьма неудачно сложившейся для него геополитической газовой игре. Ведь для чего, собственно, "Газпром" по распоряжению президента РФ за огромные деньги строил "Турецкий поток"? Сверхзадача состояла в том, чтобы с января 2020 года полностью прекратить газовый транзит через Украину, пустив российские экспортные поставки в Евросоюз по двум новым магистралям в обход непокорного соседа.

Именно с этой целью "Турецкий поток" и "Северный поток - 2" и сооружали одновременно: оба трубопровода должны были войти в строй до конца 2019 года, когда истекал десятилетний российско-украинский газовый договор. Однако газопровод на Балтике сначала по разным причинам выбился из графика, а затем был остановлен американскими санкциями. А из двух ниток на Черном море в полном объеме в срок заработала только одна.

И дело тут не в том, что какие-то трубы не успели вовремя проложить: рано или поздно это произойдет. Для Кремля стратегический провал состоит в том, что Украину так и не удалось лишить газового транзита, что Москве пришлось заключать с Киевом новый долгосрочный договор, гарантировать ему на пять лет весьма высокие объемы прокачки и хорошее вознаграждение за услуги, да еще и выплатить украинской стороне почти 3 миллиарда долларов по старым долгам.

После заключения нового российско-украинского транзитного договора со всей остротой вновь встает уже не раз звучавший вопрос: а для чего, собственно, вообще строили дорогущий "Турецкий поток"? Тем более в его нынешнем, усеченном виде.

В результате "свою трубу" Эрдоган получил, а у "Газпрома" вместо трех ниток для дальнейшего экспорта в ЕС осталась только одна. Из-за этого проложенные за многие миллиарды рублей по территории России мощности для заполнения "Южного потока" частично оказались ненужными. Большой стратегической удачей Путина все это никак не назовешь.

Полностью провалилось и намерение Путина наказать несговорчивую Болгарию, заставив Евросоюз проложить трубу для приема газа из второй нитки "Турецкого потока" через Грецию в Италию. Этот родившийся в Москве прожект с самого начала представлялся весьма авантюрным, и я еще в декабре 2014 года прогнозировал, что "Болгария в конце концов все-таки получит свои транзитные миллионы".

Так и вышло. Газ из "Турецкого потока" закачивают в Болгарию, а потом примерно половина этого объема через другой пункт приема-сдачи вновь возвращается в Турцию.

Трудно представить себе, что столь экстравагантный путь транспортировки может быть коммерчески выгоден "Газпрому". Зато болгарский газовый дистрибутор Bulgargaz рассчитывает в этом году на выгоду от новых договоренностей в десятки миллионов евро. И уже в 1-м квартале 2020 года, согласно министерству энергетики Болгарии, цены на газ для болгарских потребителей могут снизиться на 5 процентов.

(...) Рано или поздно россиянам все-таки придется обсуждать смысл или бессмыслие "Турецкого потока" . Особенно если геополитические планы Кремля натолкнутся в Сирии, Ливии или где-либо еще на растущие имперские амбиции новой транзитной страны для российского газа - Турции.

***

Не менее скептичен в своем отношении к этому событию и журналист Василий Аленин, изложивший свои доводы по пунктам:

«1.Изначально это был чисто политический проект — как и «Северный поток». Цель — поставить Украину на колени, лишив ее доходов от транзита российского газа в Европу. Вопрос нескольких миллиардов долларов в год. И ради этого стали строить совершенно коммерчески не выгодные газопроводы в обход Украины. Итог — трубопроводы почти построены, но лишить транзита Украину не удалось — только что с ней подписан новый 5-летний контракт, условия которого практически диктовала именно Украина... Миссия не выполнена.

  1. Коммерчески «Турецкий поток» чудовищно убыточный проект. В 2018 году аналитик Сбербанк CIB Алекс Фэк (уволенный, в частности, и за эти оценки) подсчитал, что стоимость проекта — $20 млрд, он не окупится в ближайшие 50 лет и принесет «Газпрому» $13 млрд убытка. Вот цена политически мотивированных решений.
  2. Первая ветка «Турецкого потока» пойдет в Турцию. Вторая — в Европу. Главный потребитель — Италия — отказалась от проекта. Остались Сербия и Болгария. Они до сих пор так и не построили свои ответвления и продолжения газопровода. И непонятно, когда и как построят, — денег на это у них нет. А Газпром, как поставщик газа, не имеет права вкладываться в трубу в Европе. Так что вторая труба придет в Турцию и будет заткнута на неопределенное время... Чудесный бизнес-план!
  3. Отдельного упоминания стоит идея второй нитки для Европы. Турция отказалась ее принимать. И Путину удалось уломать Эрдогана, только дав 10%-ю скидку на газ по первой трубе... Так неработающая вторая ветка делает малорентабельными поставки по первой ветке...
  4. Впрочем не стоит все сводить к экономически неоправданному политическому решению. Коммерцию на прокладке труб сделали. Не «Газпром». А его поставщики — все больше друзья Путина и друзья его друзей. Они отлично «наварились» на строительных работах и производстве труб.

России и россиянам «Турецкий поток» точно не нужен. Никаких выгод он нам не принесет. На него потрачены колоссальные деньги. Наши деньги. Которые могли бы быть направлены в бюджет в виде дивидендов. Или пусть на них «Газпром» газифицировал бы Россию-матушку, а не Турцию с Болгарией. Но — нет...

***

Канал «Буровая» несмотря на искреннее нежелание портить этот российско-турецкий праздник, пишет:

«Событие важное, и нам не хотелось бы портить PR-картинку происходящего. Однако, Алексей Борисович (президент «Газпрома» Миллер, прим. ред) нам друг, но истина дороже. Да и не в Газпроме одном дело, в дураках оставили Россию, Германию и всю Европу. Тем не менее, начнем с хорошего.

Сербия практически завершила свой участок "Турецкого потока" и пообещала, по договоренности с Россией, увеличить объемы подземных хранилищ с нынешних 750 миллионов до двух миллиардов кубометров. Цель - превратить дружественную России страну в газовый хаб для всех Балкан. Венгрия уже выразила готовность и надежду вскоре присоединиться к "Турецкому потоку". На очереди Черногория, Хорватия, Словения, Словакия, Австрия, Румыния, Молдавия. Но...

Но все это могло бы так и быть, если бы не было украинского транзита. Балканам и всей южной Европе пришлось бы перестраивать свою газовую логистику, обеспечив полную загрузку "Турецкому потоку". А что сейчас? Сейчас Болгария сознательно затягивает строительство своего участка "Турецкого потока". Дело в том, что Болгария исполняет роль газовой задвижки для русского газа, аналогичную украинской, но на пути в южную Европу. В обход Болгарии поставки газа по "Турецкому потоку" возможны только в Грецию, которая имеет общую границу с Турцией, и через нее в Северную Македонию.

О сознательном торможении проекта со стороны Болгарии ещё в декабре открыто заявил Владимир Путин. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, заочно возражая президенту России, заверил, что работы идут полным ходом, по пять километров в день. При заявленной скорости прокладки газопровода все работы должны быть закончены к февралю. Однако болгарский премьер говорит об окончании прокладки трубы к концу 2020 года.

Что означает этот срок? По пунктам:

  1. Ограничение по срокам реализации "Турецкого потока" носит не технологический, а политический характер, как и в случае с "Северным потоком-2".
  2. Газпрому таки придется идти в Киев на поклон за увеличением транзита сверх предусмотренных контрактом обязательных объемов прокачки, и по более высокой цене (это уже заложено в подписанном договоре).
  3. В борьбе за долю европейского рынка возможен рост поставок СПГ Новатэком, что создает, как мы уже отмечали, ненужную внутреннюю конкуренцию.
  4. Игра за сохранение украинского транзита и рост мировой СПГ-индустрии носит многовекторный и явно скоординированный характер.

Добавьте сюда обострение ситуации в Ливии (труба в Италию) и Ираке (труба из Ирана). И становится очевидно, что центр координации "глобальной газовой игры" находится не в Киеве, а ее целью является не столько Россия, сколько Европа.

Все эти выкладки мы приводим не для того, чтобы обозначить непрофессионализм руководства Газпрома (это давно уже общее место). Делаем мы это для общего понимания важности и глубины стратегического проигрыша России на украинском направлении...»

Комментарии

Olivia (не проверено) on 9 января, 2020 - 23:20

Болгарии тоже турецкий поток не нужен!!! И не выгоден!!!