Общественно-политический журнал

 

Цена российской нефти Urals опустилась до минимума с июня 1999 года

Стоимость российской нефти сорта Urals в Северо-Западной Европе опустилась до минимального значения с июня 1999 года - до $16,2 за баррель в пятницу 27 марта. Об этом говорится в отчете агентства Argus Media.

За неделю российская нефть подешевела на $5,51 за баррель, а скидка на Urals выросла на $1,25 за баррель - до $4,75. Такой показатель дисконта является максимальным с июня 2008 года, отмечает агентство.

Суммарные поставки морских партий Urals из российских портов, обслуживаемых «Транснефтью», в апреле должны увеличиться на 9,3% по сравнению с мартом - до 2,97 млн баррелей в сутки. В отчете говорится, что подобные показатели «лишь немногим меньше рекордного уровня октября 2019 г., когда в результате отгрузок объемов, накопленных в системе «Транснефти», экспорт достиг 2,98 млн барр./сут».

Роста объемов поставок стоит ожидать в связи со стартом ремонтов на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), завершением действия сделки ОПЕК+ по совместному сокращению добычи нефти, а также сложностью переговоров с Белоруссией о возобновлении отгрузок.

При этом Argus считает, что низкие цены на нефть могут сохраняться в течение достаточно продолжительного времени из-за сокращения объемов нефтепереработки, снижению спроса на нефтепродукты и увеличения предложения сырья на рынке.

Цена нефти Brent в понедельник, 30 марта, опускалась ниже $23 за баррель впервые с 2002 г. на ожиданиях массового роста добычи странами ОПЕК с 1 апреля.

Соглашение о сокращении добычи нефти истекает в конце марта. Продлить его не удалось из-за противоположных позиций двух крупнейших участников сделки: Россия предлагала продлить соглашение на прежних условиях и только на II квартал 2020 г., а Саудовская Аравия - усилить сокращение на 1,5 млн баррелей в сутки до конца года.

Развал сделки привел к резкому падению цен на нефть, которое усугубилось сокращением глобального спроса из-за эпидемии коронавируса.

По сообщению агенства Блумберг: "Окончательный масштаб закрытия скважин, который пока неизвестен, скорее всего, навсегда изменит нефтегазовую отрасль и ее геополитику", - предполагают аналитики. Цены на нефть, добываемую на территориях без доступа к морю, направляются в область отрицательных значений и в конечном итоге создадут инфляционный шок, связанный с предложением, из-за тех объемов производства, которые придется остановить, отмечают они.

В целом цена Brent, скорее всего, останется в районе себестоимости в $20 за баррель и может временно опускаться ниже, при этом доставляемые водным путем сорта находятся в более выгодном положении по сравнению с внутриматериковой нефтью США, Канады и России, которая зависит от трубопроводов, пишет Goldman. Закрытие скважин будет зависеть не от их расположения на кривой затрат, а от логистики и доступа, сообщили аналитики.

Три недели назад, 9 марта, российский Минфин заявлял о способности РФ до 10 лет жить с нефтью по 25 долларов за баррель.

150 млрд долларов, накопленные в Фонде национального благосостояния, по расчетам ведомства, позволят компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы бюджет на сумму до 3 триллионов рублей в год.

Впрочем, на уровне нефтяных компаний ситуация может оказаться гораздо хуже. Цену в 25 долларов за баррель добывающая отрасль может выдерживать 6-12 месяцев, заявил в интервью РБК замминистра энергетики Павел Сорокин.

По его словам, российские компании могут функционировать при цене нефти выше 20 долларов за баррель. При этом на европейском рынке котировки Urals уже падали ниже: в порту Роттердама в пятницу, 27 марта, они опускались до 17,7 доллара.

«25 за баррель - это неприятно, но не катастрофа. Даже в течение полугода-года такая цена является это тот уровень цены, который мы можем выдержать», - сказал Сорокин.

«Если такая цена продлится 2-3 года, то это, конечно, создаст большие проблемы», - добавил он.