Общественно-политический журнал

 

Поддержка Путина является причиной того, что Лукашенко все еще находится у власти

В то время как западные страны не признают Александра Лукашенко легитимным президентом, призывая начать диалог с оппозицией и проведению новых выборов в стране, Кремль продолжает оказывать действующим властям Беларуси поддержку. Несмотря на продолжающиеся массовые протесты в стране, Лукашенко остается у власти и продолжает прибегать к арестам и насилию в отношении мирных протестующих. Тем не менее, власти Беларуси выпустили на свободу нескольких политических заключенных, в том числе политтехнолога Виталия Шклярова, американского гражданина, которого задержали в Гомеле в конце июля.

Какого развития событий ждать в Беларуси и можно ли считать освобождение ряда политзаключенных началом диалога белорусских властей с оппозицией, обсудил ряд экспертов в понедельник, 19 октября, во время организованного бельгийским аналитическим Центром европейских исследований Вилфрида Мартенса (Wilfried Martens Centre for European Studies) веб-мероприятия.

По мнению Андрюса Кубилюса (Andrius Kubilius), депутата Европарламента и бывшего премьер-министра Литвы, на развитие событий в Беларуси окажут влияние три основных фактора: сила протестного движения в дальнейшем, поддержка демократического развития страны со стороны ЕС и США, и позиции Москвы.

Хотя страны Запада продолжают поддерживать народ Беларуси, они имеют ограниченное влияние на самого Александра Лукашенко, отметил во время дискуссии литовский депутат Европарламента. Поэтому ключевым вопросом остается то, насколько долго Москва будет продолжать поддерживать Лукашенко. В условиях ограниченного влияния на власти Беларуси, страны Запада должны усилить диалог с Москвой с тем, чтобы убедить последнюю в невыгодности продолжения оказания поддержки Лукашенко, считает Андрюс Кубилюс.

«С геополитической точки зрения это ловушка для Путина, потому что он не может поддерживать народные революции. Но если он останется на стороне Лукашенко надолго, то может стать токсичным в глазах белорусов, как токсичен Лукашенко», – считает он.

«Я хотел бы видеть гораздо больше попыток ЕС – со стороны руководства ЕС – по оказанию дипломатического давления, политического давления на Кремль, на Путина, потому что его поддержка является причиной того, что Лукашенко все еще находится у власти», – добавляет Андрюс Кубилюс.

Помимо политической поддержки демократическому развитию в стране и введения санкций против ряда официальных лиц режима, Европейский Союз обсуждает возможность развития «Плана Маршалла» для Беларуси, который может понадобится в случае перехода власти в стране, отмечает депутат Европарламента. В центре данного плана – поддержка экономического развития.

Европейский Союз также рассматривает то, как международное сообщество может помочь белорусскому обществу расследовать случаи нарушения прав человека и привлечь к ответственности тех, кто совершал насилие против мирных протестующих. «Совершенно очевидно, что судебная система Беларуси не способна обеспечить правосудие. Вот почему международное сообщество должно вмешаться», – подчеркивает евродепутат.

Среди возможных мер обсуждается создание координационного центра в одной из стран, граничащих с Беларусью, например в Литве, который оказал бы помощь собирающим свидетельства совершенных преступлений правозащитникам. Также, рассматривается создание неформальной группы экспертов по международному праву, кто изучал бы возможности применения правосудия в отношении белорусских властей, отметил литовский политик.

Франак Вячорка, советник Светланы Тихановской и приглашенный эксперт вашингтонского «Атлантического совета» (Atlantic Council), который ранее работал аналитиком цифровых стратегий Агентства США по глобальным медиа, подчеркнул во время дискуссии, что сегодня в Беларуси происходит «уникальная социальная мобилизация». Помимо массовых протестов, которые продолжаются в стране в течение двух месяцев, на уровне гражданского общества идет создание различных организаций и структур, которые станут фундаментальными для дальнейшего демократического развития страны. Укрепление этих институтов является необходимым и для осуществления политических трансформаций сегодня, отмечает Франак Вячорка.

При этом критически важным для успеха оппозиции является продолжение протестного движения, подчеркивает он: «Самый важный актив, который у нас есть сейчас ­– это уличные протесты. И самая важная задача сейчас состоит в том, чтобы дать энергию, надежду и вдохновить людей, потому что мы определенно видим, что они устают. Но и режим устает».

Касаемо недавнего освобождения некоторых политических заключенных, в том числе политтехнолога Виталия Шклярова, чего добивались американские власти, советник Светланы Тихановской говорит, что это является результатом давления как со стороны протестующих, так и международного сообщества. Хотя этот шаг и является позитивным развитием для сторонников протестного движения, назвать его диалогом со стороны властей нельзя. Тем не менее, он выражает надежду на то, что переговоры между нынешними властями и оппозицией состоятся.

«Возможно, это будет не тот традиционный диалог, когда люди сидят за круглым столом. Это может быть что-то еще. Думаю, это может выглядеть как торг по поводу новых выборов, по условиям того, как эти новые выборы будут организовываться, какими будут гарантии, которые будут даны режиму Лукашенко и самому Лукашенко», – отмечает Франак Вячорка.

Светлана Тихановская, которая вынуждена была уехать в Литву под давлением властей, со своей командой не только активно поддерживают протестное движение, но и проводят встречи с западными политическими лидерами. Лидер белорусской оппозиции продолжает призывать международное сообщество не признавать власть Лукашенко, требовать его отставки и ужесточать санкции против нынешних властей страны. Ранее команда Тихановской также заявила, что участники акций протеста объявляют режиму так называемый «народный ультиматум» со сроком выполнения требований до 25 октября. Тихановская предупредила, что, если Лукашенко не объявит об уходе, политзаключенные не будут освобождены и насилие со стороны режима против граждан не прекратится, 26 октября начнется общенациональная забастовка.

Артем Шрайбман, белорусский политический обозреватель и приглашенный эксперт Московского Центра Карнеги (Carnegie Moscow Center) отмечает, что перед августовскими президентскими выборами никто не предвидел столь широкого общественного резонанса на объявленную "победу" Лукашенко. При этом, именно действия самого Лукашенко – от игнорирования пандемии коронавируса и экономических проблем, беспрецедентного даже по белорусским меркам количества заключенных под стражу политических конкурентов до выборов и провозглашения нереалистично высокого результата выборов в 70% поддержки до чрезвычайного насилия со стороны властей – привело к мобилизации общества и столь массовым протестам.

Предсказать как ситуация будет развиваться в Беларуси дальше невозможно и сегодня, подчеркивает эксперт. Многое зависит от того, продолжит ли Россия поддерживать режим Лукашенко, и от силы протестного движения. Если в отношении Москвы политолог ожидает некоторой «корректировки курса», так как интересы Лукашенко и Путина во многом не совпадают, то ситуация в самой Беларуси может пойти по двум сценариям.

При первом варианте эксперт опасается дальнейшей эскалации насилия, при этом и со стороны протестующих из-за отсутствия ощутимого результата от мирных протестов, в то время как насилие со стороны властей продолжается. Второй же сценарий предусматривает уменьшение протестной волны как в связи с тем, что до сих пор протестующим не удалось добиться уступок со стороны Лукашенко, так и из-за наступления холодной погоды. Хотя численность последних воскресных протестных акций остается высокой ­– около 40-50 тысяч, это меньше, чем около 200 тысяч человек, которые вышли протестовать в середине августе.

«Сложно протестовать долгие месяцы без явной и очевидной победы», – говорит Артем Шрайбман. Он также добавляет, что на сегодняшний день, силовой аппарат страны остается на стороне режима. Несмотря на выражение солидарности с протестующими некоторых сотрудников безопасности, среди высших чинов этого не наблюдается.

«Если наступит холодная зима, вероятно, протесты потеряют нынешнюю численность. Они не вымрут полностью. Я считаю, что правление Лукашенко сейчас будет ознаменовано протестами до тех пор, пока он не уйдет, ­­– добавляет политолог. ­­– Однако нынешний крупный протест может несколько утихнуть».

Именно уменьшение протестной активности эксперт считает наиболее вероятным развитием событий в стране сегодня.

Валерия Егисман