Общественно-политический журнал

 

Порядок и перемены на весах обывателя

По данным Левада-центра рейтинг Путина упал до 39%, что беспрецедентно. Из этого он делает вывод, что будь сегодня выборы между ним и Навальным, то он бы проиграл.

Думаю, что такой вывод поспешный. И даже не потому (не столько потому), что власть нарисует любую цифру. Скорей всего ей это и не потребуется. Ошибка такой аналитики в том, что рейтинг и голосование – разные реакции.

В обоих случаях для абсолютного большинства обывателя по причинам, изложенным в «природе Одобрямс», здесь действует механизм подражания - синдром конформизма, свойственный большинству граждан просто в силу их профессиональной и житейской удаленности от политики и равнодушия к ней.

И в данный момент под впечатлением варварских действий власти в связи с посадкой Навального, «модным», общепринятым стал негатив в отношении власти в целом и Путина – в частности. «Неудобно» стало говорить вслух, а нам плевать. И вполне лояльный путиноид, для которого главной ценностью является тишь да гладь, говорит, «как все». Хотя, на самом деле, как все - это только кажется.

Другая история - выборы. Там ситуация совершенно иная уже в силу закрытости. Никто ведь не видит, как ты проголосовал. Поэтому тем 70-80% «глубинного народа», который превыше всего ценит стабильность, ничто не мешает действовать по привычному стандарту лояльности. И снова проголосовать «как все» - только на этот раз реально, как все.

Для того, чтобы ситуацию изменить и ввести новую «моду», требуются колоссальные пропагандистские усилия. Либо невероятные экономические потрясения. Ни того, ни другого нынче в России не просматривается. Навального упаковали, и о нем вскоре забудут, как свое время о Ходорковском. И не видать никаких фигур на горизонте, соизмеримых хотя бы с его уровнем в активности и харизме. А внезапные впечатления в виде массового голода даже при полной дубинноголовости управления при российских дармовых богатствах в принципе невозможны.

Поэтому никто и ничто не может помешать власти закручивать гайки до любого упора без риска встретить противодействия. И это вполне индифферентно станут наблюдать почитатели стабильности. Те самые аккуратные старички, одного из которых на днях встретил рядом с бунтующей московской толпой «Дождь». И который заявил, что вполне поддерживает действия «космонавтов», которые наводят порядок для «нормальных людей», дорожащих порядком и возможностью «хорошо жить». Уверен, что это не была подстава – таких любителей спокойствия в России – большинство.

Впрочем, как и в любой стране. Другое дело, что в государствах с демократическим устройство и привычками, люди не боятся смены власти, потому что стабильная сама система, отработанная как механизм бесконечной самонастройки. Они из опыта знают, что попеременная смена партий у власти кое-что подчистит, поменяет. Но сама возможность периодических таких ремонтов сохранится. Это как уборка квартиры – она становится чище, возможно даже мебель переставляется. Но в целом остается прежней, вполне функциональной и узнаваемой. Здесь обыватель потому и не интересуется политикой, что уверен в автоматическом режиме саморегулирования системы. На смену власти он реагирует спокойно – как на смену времен года.

При авторитарных и тиранических режимах «стабильность» ассоциируется с несменяемостью власти. И на испуге перед неопределенностью будущего, на мифорефлексии обывателя «не стало бы хуже» держится долгожительство « царей».

А поскольку оно молчаливо одобряемо, то зачистками Правитель вполне способен продлевать свое существование до упора. Здесь даже выражение «навластвоваться всласть» не подходит. Потому что, даже если он устал «трудиться на галерах» и рад бы уйти по своей воле, этого ему не позволяет страх за свою безопасность. Ибо всякое долгожительство во власти чревато накоплением длинного списка черных дел, за которые придется отвечать. Поэтому сидеть приходится до полной дряхлости, до смерти.

Увы, внутренняя логика такой ситуации такова, что чем дольше режим существует, тем больше множится произвол и жесткость. Что мы и наблюдаем сегодня в лице Путина. Не даром в таких случаях со стороны оппозиции возникают предложения и даже заклинания предоставить гарантии безопасности узурпатору, если он все же решится добровольно покинуть трон. Только он ведь не поверит никогда, что так и будет. И будет в этих шкурных опасениях прав: ведь со сменой власти настроения противников резко меняются.

Все это склоняет к прогнозу, что нынешний всплеск оптимизма по поводу непоправимой трещины, нанесенной «делом Навального» власти, грешит иллюзией а ля «желаемое за действительное». И это вполне нормальное явление. Ведь люди, выступающие в роли политиков, не только имеют право, но и обязаны внушать, другим что невозможное возможно.

Но этого не позволяет позиция аналитика. А она, увы, не столь оптимистична, как очень бы этого хотелось.

Владимир Скрипов