Общественно-политический журнал

 

Чем отличается американская FARA от российских законов об иноагентах

Поскольку мадам Захарова и ее холуи продолжают врать про то, будто российское законодательство об иностранных агентах — это «американский опыт разработки и внедрения закона», повторю здесь свою публикацию ноября 2019 года. Она с тех пор стала только своевременнее и нужнее.

Очень много в последние дни понаписано всяких глупостей относительно американского закона о регистрации «иностранных агентов», который будто бы «точно такой же», как и принятый на минувшей неделе российский закон, позволяющий считать иностранным агентом любого гражданина России. Буквально любого. Впрочем, даже не обязательно и гражданина — это может быть лицо с любым паспортом в кармане, лишь бы российские власти захотели сказать ему, с непередаваемой интонацией одной околокремлевской провинциальной хабалки, «вы мне не нрааааитесссь».

Речь идет об американском законе FARA — The Foreign Agents Registration Act — принятом еще в 1938 году качестве реакции на интенсивные пропагандистские усилия нескольких иностранных государств (в основном Германии) с целью деморализовать страну в преддверии приближавшейся Мировой войны. С тех пор к закону было принято множество поправок и дополнений, а в 1966 он подвергся довольно значительной переделке.

Так вот, невозможно даже сравнивать этот FARА с комплексом российских законов, по которым иностранными агентами стали объявлять сначала российские некоммерческие общественные организации, потом вообще любые организации, потом в особенности медийные организации и редакции, а теперь вот и — в индивидуальном порядке — физических лиц.

Повторю здесь в расширенном и детализированном виде мой комментарий из одной сегодняшней дискуссии. Итак:

FARA требует, чтобы физическое или юридическое лицо зарегистрировалось в качестве «иностранного агента», в случае, если оно работает под контролем и прямым руководством иностранного «принципала» и в его прямых интересах. При этом есть множество исключений, в зависимости от вида деятельности (научная и образовательная сфера, коммерческий лоббизм, адвокатские и юридические услуги и проч).

К тому же FARA ясно определяет, что агент должен в интересах своего принципала:

Engage in «Political Activities» — то есть УЧАСТВОВАТЬ В «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». «Политическая деятельность» при этом строго определяется как деятельность, направленная на то, чтобы «каким-либо образом повлиять» на «любое агентство или должностное лицо правительства Соединенных Штатов» или «любую часть населения в Соединенных Штатах», в отношении «внутренней или внешней политики Соединенных Штатов или ... политических или общественных интересов», либо «политики в отношении правительства иностранного государства или иностранной политической партии»

или:

Provide Certain Public Relations or Politically Related Services — то есть ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛУГИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ИНЫЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОЛИТИКЕ УСЛУГИ. При этом закон четко определяет, в какой именно роли должен выступать потенциальный «иностранный агент».

Он может быть:

— «Консультантом по связям с общественностью» — то есть лицом, которое информирует, консультирует или представляет иностранного «принципала» в вопросах его связей с общественностью, затрагивающих общественные или политические интересы, стратегию его поведения или отношений с кем-либо

— «Рекламным агентом» — то есть тем, кто публикует или распространяет информацию о «принципале» по его непосредственному заказу

— «Сотрудником информационной службы» — то есть лицом, которое предоставляет, распространяет или публикует информацию о политических, производственных, трудовых, экономических, социальных, культурных или других преимуществах, выгодах или условиях, предоставляемых иностранным «принципалом»

— «Политическим консультантом» — то есть тем, кто информирует или консультирует иностранного «принципала» о внутренней или внешней политике Соединенных Штатов, или о том, что представляет для «принципала» политический или общественный интерес, или об их политике в отношении самого принципала.

или:

Solicit, Collect, Disburse, or Dispense Money or Other Things of Value — то есть ПРЕДЛАГАТЬ, НАКАПЛИВАТЬ, ВЫПЛАЧИВАТЬ ИЛИ РАСПРОСТРАНЯТЬ ДЕНЬГИ ИЛИ ДРУГИЕ ЦЕННЫЕ ВЕЩИ от имени «принципала».

или:

Represent Interests before Any Agency or Official of the U.S. Government — то есть ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ «ПРИНЦИПАЛА» В КАКОМ-ЛИБО ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИЛИ ПЕРЕД КАКИМ-ЛИБО ОФИЦИАЛЬНЫМ ЛИЦОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА США.

Ну и наконец главное: FARA устанавливает прямую связь между действиями «агента» и платой от «принципала» непосредственно за них.

А российский закон позволяет принудительно зарегистрировать агентом любое живое существо, которое

1) что-нибудь когда-нибудь где-нибудь опубликовало «для неопределенного круга лиц» (любой твит на любую тему или любое объявление на столбе — подойдет)

2) получило из-за границы любые деньги когда угодно от кого угодно за что угодно (любой частный перевод, гонорар, контракт, подарок — вне всякой связи с публикацией — подойдет).

То есть под российский закон попадают миллионы людей, в том числе все до единого его авторы. Это инструмент выборочных произвольных репрессий, позволяющий по своему усмотрению оказать давление на любого гражданина.

Что уж говорить, что у российского закона нет никакого механизма оспаривания, защиты от обвинений, формального протеста и проч.

В комментарии внизу будет ссылка на специальный сайт с подробными и очень понятными разъяснениями по всем вопросам, касающимся действия закона FARA и особенностей его применения.

Еще там же прилагаю ссылку на коллекцию конкретных случаев, в результате которых были приняты решения о том, нужно или не нужно участвующим в них лицам или организациям регистрироваться в качестве «агента». Очень советую с этими модельными случаями ознакомиться, они очень понятные и легко применимые к повседневной жизни.

Вот тут все подробности и разъяснения по поводу американского закона об «иностранных агентах». Полезное чтение для того, чтоб понять, как вам врут наши политики и нанятые ими пропагандисты.

Вот тут большая коллекция модельных случаев, с комментариями советников FARA.

А вот тут описание ВСЕХ 18 СЛУЧАЕВ, когда вопрос о признании кого-либо «иностранным агентом» в США рассматривался в гражданском судопроизводстве.

Сергей Пархоменко