Вы здесь
В Вильнюсе открылся Конгресс свободной России
В Вильнюсе начал работу Конгресс свободной России, организованный Российским комитетом действия. Цель мероприятия - "объединить усилия оппозиции против режима Путина".
"Мы, россияне, должны признать, что подавляющее большинство жителей планеты воспринимают нас как носителей зла. В этом есть доля истины и это накладывает на нас определенные моральные задачи. Не сомневаюсь, что сегодня у нас всех есть понимание, что исторический шанс вернуть Россию в цивилизацию может наступить только после победы Украины в войне. И это то, ради чего мы должны работать и для чего мы собираемся здесь", - такими словами оппозиционер Гарри Каспаров открыл в среду, 31 августа, Конгресс свободной России в Вильнюсе.
Организатором мероприятия является Российский комитет действия - движение представителей российского общества, которые "выступают против развязанной Путиным войны, против созданной в России диктатуры и за объединение всех антивоенных и антидиктаторских сил". Конгресс будет идти в Вильнюсе три дня, с 31 августа по 2 сентября.
По словам организаторов, мероприятие должно стать крупнейшим собранием активистов, общественных деятелей и политиков, открыто выступающих против российской агрессии в Украине. Конгресс свободной России призван собрать на одной площадке россиян, открыто выступающих против российской военной агрессии в Украине, а также представителей европейских стран и международных организаций, поддерживающих народ Украины.
Всего в качестве участников и гостей зарегистрировано свыше 500 человек из 43 стран мира. Среди них писатели Виктор Шендерович и Дмитрий Быков, общественные деятели и предприниматели Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин, Альфред Кох и Евгений Чичваркин; политик и 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров; политик Дмитрий Гудков, экономисты Сергей Гуриев, Владислав Иноземцев и другие.
Кроме того, в списке участников Конгресса заявлены парламентарии из Великобритании, Германии, Украины, Литвы и Эстонии, представители правительств Латвии, Литвы и Польши, бывшие высшие руководители Эстонии и Грузии, депутаты Европарламента; целый ряд американских экспертов и оппозиционные активисты из Беларуси и Кыргызстана. Среди участников министр обороны Латвии Артис Пабрикс, бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес; советник президента Украины Алексей Арестович, заместитель председателя Комитета по иностранным делам бундестага Томас Эрндль и другие.
"Задача Конгресса - объединить усилия наиболее активной антивоенной части российского общества и свободного западного мира в поддержке Украины и противостоянии режиму Владимира Путина", - отмечают организаторы мероприятия.
«Есть ли будущее у РФ, как единого государства, или это образование должно исчезнуть?»
Тема первой дискуссии была обозначена так: «Образ будущего и интеллектуальная альтернатива путинскому режиму».
Модератор сессии - адвокат Павел Ивлев - констатировал: «Начиная с 24 февраля мы все живем в новой реальности и это привело к изменению дискурса. Поддержка войны - преступление, а нейтральная позиция, по меньше мере, аморальна».
После этого Ивлев поставил перед участниками дискуссии вопрос: «Есть ли будущее у РФ, как единого государства, или это образование должно исчезнуть?».
Доктор юридических наук, преподаватель Свободного университета Елена Лукьянова считает, что у нынешнего политического режима России нет будущего. По ее мнению, стране нужен федерализм, но существуют определенные трудности в управлении федеративным государством. Обращаясь к историческому опыту России, Лукьянова отмечает: «Отношения между центром и регионами шли по синусоиде: как только центр слабеет, регионы "идут в пляс". После этого центр автоматически начинает захватывать полномочия». Вместе с тем Елена Лукьянова считает, что даже столь огромная страна, как Россия вполне способна на федерализм.
Доктор экономических наук Сергей Гуриев, принимавший участие по Скайпу, согласился с этим тезисом: «Сохранение России в нынешних границах возможно. Надеюсь, что это будет федеративное демократическое государство».
Экономист и политолог Сергей Алексашенко считает, что вопрос о сохранении федерализма имеет второстепенное значение. «Могут отвалиться республики Кавказа, но какие регионы могут быть самостоятельными? Большинство из них могут жить только в условиях единых транспортных систем, единой платежной системы», - уверен он. По мнению Алексашенко, главный вопрос заключается в том, будет ли новая Россия угрозой для мира или нет.
Обозреватель, организатор публичных дискуссий Борис Грозовский признался, что он с опаской относится к таким вопросам. «Страх развала страны - одна из причин войны, которую сейчас ведет Путин. Но, думать о том, что будет дальше, надо сейчас, чтобы не было повтора неудачи 90-х. Угроза имеет чисто внутренний характер, Россия угрожает сама себе. Принудительные переселения сейчас закладывают основы для новых конфликтов», - оценивает ситуацию Грозовский.
Он также считает, что нужно учиться договариваться и с соседями, и с оппонентами. «Надо находить общие цели. Ключевое условие - политическая культура, культура диалога. Это надо воспитывать. Культура солидарности должна вытеснить желание реванша, при этом Россия станет безопасной для мира, но в нынешних границах это невозможно, потому что есть множество территориальных споров. Россия не сможет придти к мирным договорам с соседями», - заключил Борис Грозовский.
По вопросу о необходимости учиться договороспособности с ним солидарен Сергей Алексашенко. Отметив, что российская политическая оппозиция всегда горячее спорит между собой, чем с властями, он сказал: «Самое вредное — это выбирать лидера оппозиции сейчас, потому что проигравшие эти выборы начнут завидовать победителю. Наша сила может быть только в единстве. У нас две проблемы - война и Путин. И тот, кто с этим согласен, наш союзник».
«Когда наблюдаем за Россией, мы недооцениваем волю, и переоцениваем способности»
Следующая дискуссия была посвящена возможности и необходимости создания в России экономики мобилизационного типа. Профессор Чикагского университета Константин Сонин рассказал, что он 20 лет пытается предугадать, что будет делать Путин. «Когда наблюдаем за Россией, мы недооцениваем волю, и переоцениваем способности», - считает Сонин.
Нынешнюю экономическую ситуацию в России он оценивает так: увеличиваются любые издержки, товары дорожают. В перспективе года или двух денег в стране начнет не хватать. А путинские чиновники без достаточной зарплаты не захотят или не смогут работать. «И через несколько лет, когда политическое руководство России начнет сдавать дела с Путиным или без Путина - положение дел в экономике будет хуже, чем сейчас», - предсказывает он
Бывший заместитель председателя правительства РФ (1997), экс-председатель Госкомимущества России, а ныне публицист Альфред Кох считает, что в России бытует миф о том, что в тяжелые времена страну спасала мобилизационная экономика. Но после октябрьского переворота 1917 года Россию спасла не мобилизационная экономика Ленина, а американская продуктовая помощь, которая помогла большевикам удержать власть. Индустриализацию в сталинские времена также провели американские инженеры. Прокормить Красную армию и советское население во время войны помог ленд-лиз. «Поэтому все успехи мобилизационной экономики - миф. И "коллективная Набиуллина" в российском правительстве понимает, что только сохранение рыночной экономики позволяет спасти страну от голода. И во времена кризиса нужно увеличивать рыночные механизмы», - считает Альфред Кох.
Еще одним распространенным в России мифом является убеждение, будто Западную Европу предстоящей зимой ждут очень трудные времена. Тем временем, однако, газохранилища Германии заполнены на 85%. «Это только в воспаленном мозгу Миллера возникла мысль, что российскому газу альтернативы нет. Альтернатива есть, просто российский газ дешевый, а Германия, отказавшись от него, купила более дорогой газ у Норвегии и Нидерландов. Да, пришлось платить дороже, но это - плата за сделанные ранее ошибки. Газовые фьючерсы пошли вниз в том числе и потому, что Германия перестала вести торги по российскому газу», - оценил ситуацию Альфред Кох.
Предприниматель Евгений Чичваркин настроен менее оптимистично. По его мнению, «Европа не готова обойтись без российского топлива, и пока идет оплата за нефть и газ, а она будет идти еще долго, властям нет надобности пугать народ и переводить экономику на мобилизационный лад.
Слабость европейских политиков и неспособность полностью изолировать Россию дает возможность Путину не проводить тотальную мобилизацию. У России много ресурсов, власти подготовились к войне. Никакого сопротивления в России ни от кого ждать не нужно», - считает он.
«Россия под авторитарным режимом Путина является самой большой угрозой для безопасности всего европейского континента»
Тема экономических взаимоотношений России и стран Запада была продолжена в заключительной дискуссии первого дня: «Политика санкций. Цели и результаты».
Бывший премьер-министр Литовской Республики, а ныне депутат Европейского парламента Андрюс Кубилюс считает, что в целом санкции действуют, но, если кто-то ожидает, что благодаря им война будет остановлена завтра же, они будут разочарованы. Говорить об эффекте санкций против России можно лишь в долгосрочной перспективе, если иметь в виду снижение потенциала российской экономики.
Гарри Каспаров считает, что введенные на сегодняшний день санкции носят, скорее, профилактический характер. «Они оправдались меньше, чем мы бы хотели, но больше, чем Путин ожидал», - пояснил он.
По мнению Каспарова, санкции также имеют психологический характер, адресованный российской экономической элите: «Санкции не будут сняты, пока не будет полностью освобождена территория Украины, и пока не падет нынешний режим. Важно говорить, что будут наказаны все, кто совершил военные преступления», - отмечает сооснователь Форума свободной России.
Бывший посол США в Москве Майкл Макфол участвовал в работе Конгресса по видеосвязи. Он подчеркнул, что потребуется много времени, чтобы эффект от санкций стал более ощутимым. «В результате будет ослаблена российская армия и индустриальная база страны», - отметил он. И тут же оговорился: «Мы не хотели навредить своей экономике, поэтому оставили некоторые лазейки в санкциях, например в сфере энергетики».
Майкл Макфол также убежден, что победа над путинским режимом должна быть на поле боя. «Нужно поставлять больше ХАЙМАРСов, больше гаубиц, больше оружия для Украины. Все 200 олигархов должны попасть в санкционный список. Сначала следует доказать свою невиновность в преступлениях против Украины, а не наоборот», - считает экс-посол США. Что же касается визовых ограничений в страны Шенгенского соглашения, то Макфол предлагает: «Пусть россияне платят 100 евро за визу, а эти деньги пойдут в фонд реконструкции Украины. Пусть платят, а если не хотят - пусть едут в отпуск в Беларусь».
Андрюс Кубилюс упомянул, что в Европейском парламенте постоянно поднимается вопрос о том, что Путин, Шойгу и другие должны предстать перед международным трибуналом за военные преступления. Такую же инициативу выдвигает Украина, поддерживают это и в Литве. Но для того, чтобы подобный трибунал был созван, нужна политическая воля стран-членов Евросоюза. По мнению бывшего премьер-министра Литвы, перелом наступит, когда российский бизнес осознает, что происходит и чего он лишился в результате «специальной военной операции» российской армии. «Путин исключил Россию из глобальной экономики и молодые люди, которые могли бы стать миллионерами в будущем, должны понять, почему их намерения на сбылись», - считает он.
«Я всегда говорю, и мы придерживаемся в Европарламенте этой точки зрения, что те санкции, которые уже введены и еще будут введены, должны оставаться, пока последний российский солдат, оккупирующий Украину, не покинет ее территорию. Это - первое.
Второе: мы все-таки очень ясно видим, что Россия под авторитарным режимом Путина является самой большой угрозой безопасности всего европейского континента, что было отмечено в последней декларации НАТО. И я бы сказал, что такой режим является самой большой угрозой и для будущего России. Поэтому мы считает, что политика Европейского Союза должна быть направлена на то, чтобы помочь России трансформироваться в нормальную европейскую страну. И это - наши главные цели. С одной стороны - остановка войны, с другой - перемены в самой России», - подытожил Андрюс Кубилюс.