Вы здесь
Германия успешно обходится без российского газа. Катастрофа не состоялась
Недавний коррупционный скандал в Европарламенте, связанный с лоббированием интересов Катара, заставил многих наблюдателей обратить внимание на ситуацию с импортом энергоносителей из этой арабской страны, которая рассматривается как один из поставщиков, альтернативных России. Особенно активно возникшую ситуацию обсуждают в Германии, задаваясь вопросом: не случится ли так, что в роли важного источника энергетического сырья кремлевскую диктатуру заменит ближневосточный авторитарный режим, готовый получать экономические и иные преимущества всеми доступными методами?
Германия еще весной начала искать замену российскому газу, поставляемому по газопроводу "Северный поток – 1". Перспективы ввести в эксплуатацию еще и "Северный поток – 2" после нападения России на Украину улетучились. После провозглашенной канцлером Олафом Шольцем "смены эпох" (Zeitenwende), то есть кардинальных изменений во внешней и оборонной политике ФРГ, рассчитывать на возобновление поставок сырья из России в объемах, сопоставимых с прежними, не приходится.
При этом Германия просто привыкла к тому, что определенные объемы газа надежно поступали с востока со времен СССР и обеспечивали ее экономике бесперебойную работу. Целые концерны строили на этом свою стратегию. Даже после аннексии Крыма и начала войны в Донбассе правительство ФРГ не считало возможным и нужным обуздать аппетиты бизнеса. Канцлер Ангела Меркель на все сомнения и критику отвечала стандартной фразой: "Это не политический, а экономический вопрос". Для Меркель газ был главным тактическим ресурсом для объявленного перехода на возобновляемые источники энергии – после того, как ее правительство решило отказаться от атомной энергии.
С марта 2022 года пришедшее к власти за несколько месяцев до вторжения новое коалиционное правительство ФРГ занялось поисками альтернатив российскому газу. Министр экономики и защиты природы Роберт Хабек призвал к строжайшей экономии. Главной темой в Германии стало развитие возобновляемых источников энергии. Шли дискуссии о продлении сроков действия АЭС. Был заморожен закон о прекращении использования бурого и каменного угля. Однако приоритетом все же оставался газ. Глава Федерального сетевого агентства Клаус Мюллер предупреждал о возможном сценарии остановки промышленности и отключения домашних хозяйств от источников энергии в случае сиюминутного отказа от российского газа. Первой необходимостью было заполнить немецкие газохранилища до ноября на 90 процентов.
Отказ от российского газа произошел сам собой и не был заслугой исключительно правительства ФРГ. Если бы было надо, поставки не прекратились бы до зимы: так запланировало министерство экономики. Германия даже вынудила Канаду поставить в Россию одну из турбин, которая была якобы крайне важна для прокачки газа (на самом деле это была запасная деталь). Однако после того, как Москве стало окончательно ясно, что ожидать ввода в эксплуатацию "Северного потока – 2" не приходится, она начала действовать иными методами. Под прикрытием гарантийных работ Россия последовательно сокращала поставки газа, выжидая реакции правительства ФРГ. Последовали странные диверсии на двух трубопроводах в непосредственной близости от границ Германии.
Уже при первом сокращении поставок в июне Олаф Шольц назвал действия России "гибридной войной" и "шантажом". Даже последним оптимистам тогда стало ясно, что срочно необходимо увеличение импорта газа из других стран. Норвегия нарастила объемы своего экспорта, Нидерланды отказались от закрытия спорного месторождения, началось планирование строительства терминалов для приема танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). В списке возможных поставщиков были США и – среди прочих – Катар. В мае 2022 года Роберт Хабек побывал с визитом в этой стране и подписал соглашение о намерениях.
Как рассказала официальная представительница министерства экономики ФРГ Сузанне Унград, ускоренная энергетическая переориентация стала для Германии стратегической целью. Форсируется использование возобновляемых источников – воды, солнца, ветра, термальной и водородной энергии. Однако по-прежнему газ остается главным временным ресурсом. "Для успешного перехода на альтернативные источники нам нужны также новые поставщики и маршруты перевозки газа из других регионов. Рынки СПГ есть в США, Северной Африке, Катаре и многих других странах", – подчеркивает Унград. По ее словам, задача предприятий – заключать новые договоры, и как раз это происходит сейчас. "Политики намечают рамочные условия, обеспечивают инфраструктуру – аренду танкеров, ускорение строительства сетей внутри страны, долговременных терминалов в портах, а переговоры о конкретных контрактах ведут предприятия".
Первый терминал для приема танкеров с СПГ недавно был принят в эксплуатацию в городе Брунсбюттель. По словам представительницы министерства экономики ФРГ, планируется сразу же полностью использовать все его мощности. Поэтому предприятия Uniper, RWE и EnBW/VNG уже обеспечили себе гарантированные доли в объеме поставляемого газа. Кроме того, все эти концерны, которые ранее делали ставку на российский газ, клятвенно обещали больше никогда не участвовать в финансировании путинского режима, в том числе за счет поставок СПГ.
А что же с Катаром? С мая в Германии не утихают критические голоса прессы, общественности, экоактивистов и оппозиции в бундестаге, предупреждающих о возникновении "новой зависимости от авторитарного режима". Немецкие СМИ с сарказмом комментировали фотографии визита министра экономики в Катар, на которых Роберт Хабек склонялся перед эмиром, чтобы чуть ли не поцеловать ему руку. Наденут ли немцы новое ярмо на шею, позволят ли уломать себя взятками, как это сделали европейские политики и чиновники, продвигавшие чемпионат мира по футболу в совершенно не футбольной жаркой стране? Какая доля в объеме полученного Германией газа предусмотрена для Катара?
11
Как рассказал представитель Федерального союза энергетического и водного хозяйства Ян Улланд, точно определить доли газа различных стран в общем объеме поставок почти невозможно. Причина в том, что на пункты пограничного приема газ поступает в смешанной форме. Лишь для немногих пунктов можно достоверно прояснить конечный источник. Как показывают данные союза, в ноябре главным поставщиком были Нидерланды (35,5%), за ними следовала Норвегия (35,4%), на третьем месте находилась Бельгия (21,6 %), затем – Швейцария (3,6%), Франция (1,8%) и Австрия (1,4%), а также некоторые другие страны. Поступлений из России – 0, поступлений из Катара – 0. Первое вполне понятно. Второе – следствие того, что поставки из этой страны запланированы лишь на 2026 год.
Когда непонятно, какую долю того или иного экспортера содержит поставляемое в ЕС топливо, возникает много вопросов и возможностей для обхода принятых в начале декабря санкций. Эксперт института European Council for Foreign Relations Тобиас Герке рассказал, что за девять прошедших месяцев Евросоюз заключил многочисленные контракты с разными странами. Германия участвует в восьми из них. Лишь 5 из более чем 60 договоров выпали на Катар.
Герке отмечает: "Трудно сделать вывод, что теперь мы попали в какую-то особенную зависимость от Катара. Кроме того, риски возникают не только на фоне статистики торговли. Необходимо думать не только в макроэкономическом, но и в микроэкономическом масштабе". По словам эксперта, самые крупные экспортеры сжиженного газа – США, Алжир и Норвегия. Однако также ОАЭ, Азербайджан и Египет успешно продвигаются на этот рынок. Большой потенциал в будущем есть у ряда африканских стран. Однако проблемой всегда будет оставаться то, что большинство государств с большими объемами природных ресурсов находятся под властью авторитарных режимов. Единственный способ решения этой проблемы – диверсифицированная торговая политика, подчеркивает Герке.
Несмотря на вроде бы урегулированную ситуацию с газоснабжением в 2022-2023 году, после первоначального шока, связанного с уходом главного игрока – России, канцлер ФРГ предупреждает о том, что следующая зима тоже будет трудной. Поэтому вопрос поставок сжиженного газа остается приоритетным. В Германии уже построен первый терминал СПГ, второй появится в будущем году. В целом ФРГ арендовало пять плавучих терминалов (FSRU – Floating Storage and Regasification Unit), которые должны быть приняты в экспулатацию в конце 2023 года. Обсуждается проблема обеспечения танкерами. Немецкие пароходства пока не могут предоставить ни одного. Ведь Катар собирается до 2027 года повысить продукцию СПГ с 80 млн до 126 млн тонн, и имеющиеся на рынке танкеры будут использоваться другими странами. Брокерское предприятие Clarksons исходит из того, что до 2030 года необходимо будет увеличить флот танкеров для транспортировки СПГ с 400 до 600.
Пока что газорахранилища спасают Германию. Вопреки ожиданиям и планам, они уже в начале ноября были заполнены на сто процентов. 15 декабря, несмотря на две холодные недели, этот уровень понизился лишь до 90%. Однако месяцы с большими объемами потребления только начались. Союз "Инициатива по экономии энергии" в начале декабря опубликовал прогнозы, согласно которым при текущем потреблении газа уровень заплолненности хранилищ в марте снизится до 53%. Германия, как и другие европейские страны, остается заложником погоды. Если температура в январе постоянно будет ниже минус четырех градусов, уже в конце февраля ожидается полное истощение запасов сохраненного газа. Поэтому в любом случае главным спасательным кругом остается экономия энергии. Федеральное сетевое агентство предупреждает: "Ситуации с недостатком газа на общенациональном уровне можно избежать, если будет и далее соблюдаться поставленная цель экономии энергии не менее 20% от объема прошлых лет". Вторая предпосылка – начало работы терминалов СПГ в январе, третья – сохранение объемов импорта газа по трубопроводам.
В ноябре гражданам и предприятиям ФРГ удалось за счет экономии понизить потребление газа на 27%. При этом никто не умирал от холода, а экономический баланс к концу года был лучше ожидаемого. Показатели развития промышленности находятся на уровне мая 2021 года – после тяжелого периода пандемии коронавируса. Инфляцию удалось стабилизировать на уровне 10%, объем потребительского спроса повысился до отметки, достигнутой к концу 2019 года.
К радости "зеленого" министра Хабека, быстрыми темпами растет использование обновляемых источников энергии. По сведениям Федерального союза энергетической и водной промышленности, их доля по сравнению с предыдущим годом повысилась на 5% - до 47%. Увеличение доли бурого и каменного угля на 3,5%, наоборот, мало кого радует, но немецкие политики утешают себя, что это лишь временно, как и продление сроков эксплуатации последних оставшихся в Германии АЭС.
Помогла делу и готовность кабинета министров предоставить гражданам и предприятиям обширную помощь. Сумма пакета правительственных субсидий – 200 миллиардов евро. Это также поддержало решимость ввести потолок цен на газ для населения, о чем раньше велись споры. Гарантирована будет цена 12 центов за киловатт-час. Для тех, кто использует газ для отопления, предусмотрена цена 9,5 цента за киловатт-час. Для оставшихся 20% должен действовать рыночный ценовой уровень. 15 декабря бундестаг принял также закон о потолке цен на электроэнергию. На самом деле потолок будет действовать с начала марта 2023 и до апреля 2024 года. За январь и февраль будущего года граждане и предприятия получат компенсации позднее. Механизм основан на компенсации прибыли для энергетических предприятий, которые будут вынуждены поставлять энергию по сниженным ценам. Правительство ФРГ выделило 56 млрд евро для оказания помощи концернам, поставляющим энергию для отопления.
В ближайшие месяцы правительство ФРГ рассмотрит также возможность выплаты прямых дотаций домашним хозяйствам. Они будут рассчитаны в зависимости от уровня дохода. Ранее студенты и пенсионеры получили единовременные выплаты на сумму соответственно 200 и 300 евро.
В Германии ожидали повышения цен на газ и электроэнергию в два-три раза. Без введения потолка цен счета были бы еще выше. Домашнее хозяйство, потребляющее в среднем 20 000 киловатт-часов газа, раньше платило около 1 400 евро в год. При нынешних рыночных ценах по 20 центов за киловатт-час семье с подобным объемом потребления пришлось бы платить 4 000 евро в год за тот же объем газа. Благодаря потолку цен на газ этому хозяйству придется заплатить заметно меньше этой суммы – 2 700 евро (80% с компенсацией: 16 000 киловатт по 12 центов – 1 920 евро и 20% по рыночной цене за 20 центов – 800 евро). Кстати, газом отапливается около 48% домашних хозяйств Германии. На втором месте – мазутное масло, например, для домового отопления или котлов в собственном доме (25,6 %). На третьем месте центральное отолпение (13,9%).
Даже при увеличении счетов за энергию в два раза ни одному гражданину Германии не придется отказываться от отопления и электричества. Малоимущие, общее число которых, по данным Федерального статистического ведомства, менее одной пятой всего населения, получат от правительства особые компенсации, которые помогут удержать затраты на энергию почти на прежнем уровне. Кроме того, в новом Законе об энергетическом хозяйстве предусмотрены так называемые меры S.O.S. для "особо защищенных клиентов". К ним относятся, например, малые предприятия, супермаркеты, детские сады и дома престарелых.
В целом катастрофа с энергоснабжением в Германии, о которой не один месяц любила говорить кремлевская пропаганда в связи с отказом от российского газа, на данный момент не наступила – и, вполне вероятно, не наступит вовсе. Хотя, наверное, кому-то в связи с возросшими платежами за энергию и придется отказаться от покупки кольца с бриллиантом или отложить отпуск в Средиземноморье.
Цена на газ в Европе впервые с начала войны в Украине снизилась до предвоенного уровня. По сравнению с августовскими максимумами она упала в четыре раза.