Вы здесь
Патриарх Кирилл в 1970-е годы в качестве агента КГБ занимался шпионской деятельностью в Швейцарии
Патриарх Кирилл работал на КГБ и осуществлял разведывательную деятельность в 1970-е годы в пользу Советского Союза. Об этом пишет швейцарская газета Tages-Anzeiger, ссылаясь на рассекреченные полицейские архивы. Речь идет о периоде, когда Владимир Гундяев, имевший оперативный псевдоним «Михайлов», был официальным представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.
Как пишет Sonntags Zeitung, журналисты ознакомились с документами в архивах швейцарской федеральной полиции за период с 1969 по 1989 год, которые, по их словам, подтверждают, что Гундяев был связан КГБ. После этого он вернулся в СССР и начал быстро продвигаться в церковной иерархии.
В 1971 году 24-летнему священнику Кириллу разрешили переехать в Женеву, чтобы представлять русских православных верующих на Всемирном совете церквей.
В автобиографии бывший консул при советском посольстве в Женеве Вадим Мельников называет Кирилла не просто дипломатом, а офицером советской секретной службы КГБ. Из обнародованных позже советских документов историки и журналисты сделали вывод, что патриарх Кирилл работал на КГБ в Женеве — под псевдонимом «Михайлов». Он должен был собирать информацию о членах Всемирного совета церквей и влиять на их отношение к Советскому Союзу.
Русская православная церковь отказалась комментировать предполагаемую шпионскую деятельность Кирилла в Женеве, а ВСЦ говорит со своей стороны, что у него «нет никакой информации» по этому вопросу.
Российская ФСБ отозвала своего агента из Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) и арестовала «за государственную измену». Эта колоритная шпионская история стала известной благодаря публикации российской журналистки Ольги Романовой. Она обнародовала информацию об офицере ФСБ Евгении Петрине, которого «переводом отправили служить в РПЦ, затем от РПЦ отправили в Украину, позже отозвали в Москву и арестовали, обвинив в измене Родине».
Внимание к этой истории решил привлечь сам агент Петрин — обратился к правозащитникам с просьбой защитить его от произвола следствия, которое, мол, обусловлено внутренней конкуренцией различных групп в спецслужбе.
По версии следствия, Петрин в Украине вышел на агентов, которых заподозрил в шпионаже в пользу США и стал ... передавать им информацию о деятельности Русской Православной Церкви, связанной с разведывательными целями. А это уже — скандал. Ибо хотя подозрения, что Кремль использует Русскую Православную Церковь для своих нужд, были давно, новые факты не бывают лишними. И вот — новые доказательства.
Впрочем, в России есть исследователи, которые в свое время подробно обосновали свои утверждения и показали, как штатные работники службы безопасности России становятся священнослужителями крупнейшей в мире Православной Церкви.
В начале 90-х Лев Пономарев возглавлял комиссию Президиума Верховного Совета Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств путча ГКЧП. Одним из направлений работы следственной комиссии была, собственно, тема теснейшего сотрудничества РПЦ с советскими спецслужбами.
— Действительно, в сентябре 1991 года я возглавлял парламентскую комиссию, и конкретно направление, касающееся отношений спецслужб и Церкви, профессионально вел священник и диссидент Глеб Якунин. К сожалению, мой друг четыре месяца назад уже отошел в мир иной. Он тоже был депутатом и имел возможность работать в архивах КГБ СССР.
В частности, работал с документами 5-го управления КГБ, которое занималось не внешними врагами государства, а было, по сути, политической полицией с широко развитой агентурной сетью в обществе. Там он и нашел документы, по которым все (!) руководство РПЦ оказалось завербованным КГБ. Среди прочих — и тогдашний патриарх Алексий II. Он имел агентурный псевдоним Дроздов, воинственная атеистическая власть наградила его орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. А в 1988 году — даже почетной грамотой КГБ СССР ...
Начал это делать еще Сталин, который сначала почти полностью уничтожил Церковь, расстреливал, мучил и гноил в неволе священников докоммунистического периода в лагерях. А потом он же, во время Второй мировой, увидев, как люди на оккупированных немцами территориях потянулись к храмам, решил поставить Церковь на службу советской власти и позволил восстановление РПЦ в подконтрольном коммунистам формате. В СССР Церковь была только формально отделена от государства, реально же руководящий состав РПЦ модерировала спецслужба, и за границу, соответственно, могли выезжать только нужные проверенные агенты.