Вы здесь
«Ситуация достаточно тяжелая, мы не знаем, в каком виде будет страна после окончания этой войны»
22 февраля участники Съезда народных депутатов России обсуждали в Варшаве основополагающие законодательные акты, которые должны будут регламентировать жизнь в послепутинский период.
Однако речь не идет о членах нынешней Государственной Думы или тех, кто входит в областные законодательные собрания и муниципальные советы России и кто в подавляющем большинстве одобряет все указы и решения представителей исполнительной власти, начиная с Кремля и заканчивая местными администрациями.
В Польше собрались те, кто в разные годы победил на конкурентных выборах девяностых – нулевых годов, и кто сейчас оппонирует действующему российскому режиму.
Съезд объединяет ряд бывших депутатов Госдумы разных созывов, а также органов власти других уровней. Участники заседаний считают себя легитимными носителями российской государственности, утверждая, что официальные власти России утратили легитимность. Первый "Съезд народных депутатов России" прошёл с 5 по 7 ноября в Яблонне под Варшавой. На съезде были приняты "Основополагающая декларация и Акт о движении сопротивления, установившие правовые принципы борьбы с путинизмом", а также "утверждены основные направления конституционной реформы".
На этот раз речь в Варшаве шла о Декларации прав человека и приоритете международных норм над внутренними и о гарантиях обеспечения этих прав в России.
За основу была взята Конституция 1993 года, и, в частности - глава 2, где наиболее полно прописаны права и свободы человека и гражданина. Однако, за прошедшие 30 лет, по мнению участников дискуссии, эта изначально блестяще прописанная глава, претерпела такие изменения, которые требуют корректировок. Кроме того, делегаты подчеркивали, что должны быть внесены уточнения с учетом негативной практики последних лет. Также в Конституцию переходного периода будет внесен пункт о том, что все граждане рождаются равными в своих правах.
Эти положения были приняты 42 голосами за при 1 воздержавшемся.
Доклад о российской Конституции переходного периода сделала по видеосвязи доктор юридических наук, основательница Свободного университета Елена Лукьянова. Она считает, что главная задача Основного закона — усилить ответственность органов государства:
«Слово "суверенитет" приобрело совершенно новое содержание в современном мире. Теперь это не верховенство на своей территории, а международно-правовая субъектность. Суверенитет — это ограниченная зависимость. Чем больше у нас международных правовых договоров, тем больше мы ограничиваем свою неограниченность на собственной территории».
Лукьянова подметила, что эти правила тяжело принимаются в сознании граждан, потому что никто никогда не разбирался что же такое суверенитет. «Было заучено, что это верховенство местного права на своей территории. Вот сейчас мы этот суверенитет получили, и Путин в каждой своей речи использует этот слово до 35 раз», - подчеркнула специалист по конституционному праву.
«Россия - страна огромная с очень сложной инфраструктурой»
Лариса Пономарева, сенатор Чукотского автономного округа, бывший член Совета Федерации в 2005–2013 годах подчеркнула, что принятие декларации «О правах и свободах граждан Российской Республики» - первый подобный пример в истории российского государства.
Она прочитала выдержки из обсуждаемого документа: «Права человека приоритетны перед интересами государства. Жизнь и достоинство человека неприкосновенны, уважать и защищать их - обязанность граждан и органов власти Российской Республики».
«Не будем скрывать - Конституцию читают не все, а на референдум по ее принятию можно будет прийти всем. И в первой и второй главах обозначены главные права человека и гражданина Российской Республики.
Ситуация достаточно тяжелая, мы не знаем, в каком виде будет страна после, как я надеюсь, скорейшего окончания этой войны. Которая с моей точки зрения, и с точки зрения всех, присутствующих здесь, победой России закончиться не может. Невозможно воевать со всем миром под совершенно надуманным предлогом и надеяться остаться победителем», - считает Лариса Пономарева.
В результате, по мнению участницы Съезда народных депутатов России, те, кто намерен создавать постпутинское государство, неизбежно придут на осколки прежнего государственного устройства, и будут вынуждены заново строить все институты управления из этих осколков. «Мы не хотим никого принуждать работать вместе с нами, но мы хотим построить государство с республиканской формой правления. И чтобы территории - я сознательно не хочу употреблять слово "регионы" - подумали, что мы должны делать вместе, какие полномочия они готовы передать федеральному центру, что они хотят иметь у себя, какая помощь от федерального центра им нужна, и каким образом это все будет осуществляться», - обрисовала контуры будущего устройства Российской Республики член Совета Федерации в 2005–2013 годах Лариса Пономарева.
И подытожила: «Россия - страна огромная, с очень сложной инфраструктурой. И просто разбежаться всем по разным местам — это будет, я считаю, самой колоссальной ошибкой и большой катастрофой всех в этом участвующих. Потому что на фоне экономических проблем, не говоря уже о политических, это примет лавинообразный процесс, которые будут просто неизбежны. А мы очень хотим, чтобы этот процесс прошел максимально бескровно. И к этому нужно готовиться. Поэтому та группа депутатов, которые собрались здесь, занимаются скучной, но очень важной работой, чтобы в будущем сосредоточение всей власти в одних руках было бы просто невозможно».
«Необходимо прописать положения, которые не будут допускать двусмысленного толкования»
Участник рабочей группы по Конституции переходного периода петербургский адвокат Андрей Федорков переехал в Варшаву в начале этого года. Он отметил особое значение первых двух глав Основного закона. «Глава 1-я закладывает основы конституционного строя. И если, как было провозглашено у нас накануне, объявляется переучреждение российского государства и о прекращении Российской Федерации, как субъекта международного права, то, естественно, на переходный период необходимо предусмотреть основы, на которых будет строиться новое государственное образование на этот период. Поэтому из этой логики следует, что должны быть, хотя бы базовые принципы конституционного строя этого образования», - уверен юрист.
Андрей Федорков подчеркивает, что в проекте Конституции переходного периода есть концептуальные моменты идеологического характера. И, поскольку среди делегатов Съезда есть сторонники разных идеологических течений - от либерализма до национализма и от тех, кто предпочел бы сохранение РФ в нынешнем виде до тех, что убежден в том, что это - "failed state" (несостоявшееся государство), то территория нынешней Российской Федерации нуждается в создании нового союза, и дискуссия идет о принципах создания этого союза.
«То есть, мы говорим о том, могут ли субъекты реализовать свое право на самоопределение, и если могут, то в соответствии с какой процедурой это может происходить, какими законодательными нормами это должно регулироваться.
Сама Конституция — это основной закон, который обладает прямым действием. И несмотря на то, что часть нынешней Конституции написана замечательно, в основном - во Второй главе об основных правах и свободах человека, но, к сожалению, все "мины", заложенные в нее осенью 1993 года, дают знать о себе сейчас. Поэтому необходимо прописать те положения, которые не будут допускать двусмысленного толкования - ограничительного, или, наоборот, расширительного. И которые были бы просты и понятны для применения, условно говоря, судьей. То есть, если возникает спор и стороны апеллируют к Конституции, то норма должна быть сформулирована так, чтобы не было никаких разночтений. И чтобы невозможно было подправить эту норму, используя ее пробелы в последующем при принятии федеральных законов, указов или иных законодательных актов», - указывает участник Съезда народных депутатов России.
В заключительный день Съезда планируется обсудить концепцию муниципальной реформы, поскольку в развитых демократических странах именно муниципальные органы власти пользуются доверием населения, а также подвести итоги нынешней встречи в Варшаве.