Общественно-политический журнал

 

Грузинское руководство почти дословно повторяет тезисы российской пропаганды. Возвращение страны в совок?

В результате масштабных акций протеста, которые длились несколько дней в Грузии, власти страны отозвали два законопроекта по регулированию СМИ и НПО. Тем не менее, риторика представителей грузинского руководства не меняется. В правящей «Грузинской мечте» настаивают на том, что законопроекты об иноагентах лишь обеспечили бы «прозрачность» касательно финансирования неправительственных организаций и медиа. В партии власти утверждают, что, реально, молодежь и другие, «искренние» граждане, которые принимали участие в протестах, были введены в заблуждение «радикальными силами», которые, якобы, на самом деле хотят создать «хаос» в стране, сменить власть, вовлечь Грузию в войну с Россией и открыть в стране «второй фронт».

Причем грузинский премьер Ираклий Гарибашвили считает, что в развязывании войны на территории Грузии заинтересован Киев, а также европарламентарии, которые часто выступают с критикой грузинского руководства по различным вопросам.

При этом Гарибашвили заявил, что принятое властями решение об отзыве спорных законопроектов было «наиболее правильным и разумным решением для государства».

«Таким образом, с одной стороны, мы безусловно показали, что никому не позволим что-то дестабилизировать, внести в страну беспорядок и хаос, а затем развязать “вторые фронты” и тысячу мерзостей», – заявил премьер.

Украинские власти незамедлительно отреагировали на обвинения грузинского премьера и в очередной раз их опровергли, заявляя, что грузинское руководство, включая Ираклия Гарибашвили, «почти дословно повторяет тезисы российской пропаганды».

Примечательно, что ранее, 9 февраля, о созвучии заявлений «Грузинской мечты» с российской пропагандой заявила и президент Грузии Саломе Зурабишвили.

Госдеп США, также как и посольство Соединенных Штатов в Грузии, неоднократно опровергали обвинения грузинских властей о якобы заинтересованности США в «открытии второго фронта» в Грузии. При этом посол Соединенных Штатов в Грузии Келли Дегнан отметила ранее, что в течение последнего времени в Грузии идет кампания, которая «пытается подорвать прочное партнерство между Грузией и Западом».

«Грузинская мечта» отрицает свою антизападную направленность. Как заявил 17 марта генеральный секретарь партии власти, мэр Тбилиси Каха Каладзе, евроинтеграция является «очень значимой» целью для Грузии, но при этом, как отметил Каладзе, «нам важно сохранить достоинство».

«Быть рабом кого бы то ни было не годится, будь то русские, европейцы, или американцы», – заявил 17 марта мэр Тбилиси.

Политолог Гия Хухашвили считает, что как антизападная риторика «Грузинской мечты», так и обвинения насчет стремления Киева и Запада открыть в стране «второй фронт» являются частью попытки правящей элиты «синхронизировать грузинскую реальность с российской». То есть, по словам эксперта, главной ценностью, провозглашенной «Грузинской мечтой», является стабильность, а угроза этой стабильности, согласно правительственной пропаганде, исходит от Запада.

Аналогичные послания слышны и в России, отмечает эксперт: к примеру, якобы НАТО и западный мир воюют против православия, русских традиций, ценностей и так далее.

«Является ли сближение с Россией сознательным выбором “Грузинской мечты” или же это результат определенных обстоятельств – значения не имеет. Важен результат, а он в следующем: политическая машина работает на синхронизацию Грузии с Россией, российская мягкая сила глубоко запустила корни в нашей стране, это растущая экономическая зависимость от РФ, демографическая экспансия и так далее. Грузинские власти на словах стремятся в ЕС, но на деле полным ходом идет слияние практически всех сфер с российскими», – считает Хухашвили.

В контексте «синхронизации» с Россией рассматривает Хухашвили и намерения «Грузинской мечты» ввести закон об иноагентах, аналогичный российскому закону, после вступления в силу которого в РФ были вынуждены прекратить работу независимые НПО и СМИ. То, что в Грузии это не получилось из-за вспыхнувшего масштабного протеста, эксперт расценивает как «тактическое отступление» правящей силы. Хухашвили убежден, что вектор «Грузинской мечты» остается прежним, т.е. антизападным, и что, скорее всего, партия власти, как он полагает, «готовится к реваншу».

Все это происходит на фоне «слабой оппозиции», которая, как говорит Хухашвили, дистанцирована от населения и его нужд, и в результате предоставляет «исключительно благоприятные условия» для «Грузинской мечты», у которой больше ресурсов и, в первую очередь, административных.

«За “Грузинскую мечту” голосуют не потому, что её уважают или ей верят, просто выбирают между плохими и теми, кто еще хуже. Партия власти распоряжается админресурсами, и это помогает ей получить какие-то очки в глазах электората. Пока сложно сказать, что произойдет в период до следующих выборов в 2024 году. Но то, что можно сказать с достоверностью – это то, что в Грузии уже мало у кого остаются иллюзии насчет “Грузинской мечты”», – резюмировал эксперт.

Напомним, что по результатам очередного исследования, проведенного в Грузии с 3 по 20 декабря американской неправительственной организацией «Национально-демократический институт» (NDI), из всех политических сил в Грузии больше всего сторонников было у правящей партии.

В частности, несмотря на то, что 39% участников исследования заявили, что не имеют ничего общего ни с одной из партий, 25% опрошенных NDI сказали, что самой близкой партией по взглядам считают правящую «Грузинскую мечту», 6% – партию экс-президента Михаила Саакашвили «ЕНД», и еще 13% назвали другие партии.