Общественно-политический журнал

 

Фанатичные, но не до конца сумасшедшие. Почему Иран и его прокси не решаются на полномасштабную войну с Израилем

Завязнув в войне с ХАМАС, Израиль выглядит ослабевшим, а у Ирана и его прокси в виде, например, ливанской «Хезболлы» достаточно сил, чтобы воспользоваться моментом и нанести мощный удар. Вдобавок эскалация могла бы взвинтить цены на нефть, что также выгодно Ирану. Однако, полагает Фрэнк Ледвидж, решительные действия США, собравших в регионе беспрецедентную по мощи группировку, дают понять Ирану — ценой такой атаки станет разрушение всей инфраструктуры Ливана и Ирана силами американских ВВС с непредсказуемыми для Ирана внутриполитическими последствиями.

Один из возможных методов воспрепятствовать эскалации конфликта, как это ни парадоксально, заключается в увеличении численности сил в регионе. США развернули две авианосные группы (три, если включить «амфибийную группу готовности» в составе двух тысяч морских пехотинцев). Только на этих кораблях размещено гораздо больше боевых самолетов, чем имеется в наличии у Королевских ВВС Великобритании. Кроме того, ВВС США направили в район возможных столкновений несколько эскадрилий истребителей и самолетов ударной авиации, включая F-35, F-15 и штурмовики A-10.

Также США объявили об отправке перехватчиков баллистических ракет THAAD. Это многое говорит о степени озабоченности американского командования. Единственная страна в регионе, обладающая эффективными баллистическими ракетами, то есть тем видом оружия, для борьбы с которым предназначена система THAAD, — это Иран, который и так уже вовлечен в конфликт, но только посредством использования своей марионеточной армии — «Хезболлы». И именно от этой страны исходит наиболее серьезный риск военной эскалации.

Ливанская «Хезболла», которая финансируется, вооружается и поддерживается Ираном, с полным основанием утверждает, что она — единственная арабская армия, победившая Израиль во время Ливанской войны 2006 года. В том конфликте, несмотря на подавляющее преимущество Израиля в численности, подготовке и оснащении, «Хезболла» в конечном итоге вынудила его отступить (под давлением все той же мировой общественности - ЭР). С тех пор у «Хезболлы» было полтора десятилетия на подготовку, и теперь она представляет собой еще большую угрозу для Израиля.

«Хезболла» обладает арсеналом по меньшей мере из 150 тысяч ракет, многие из которых поставлены Ираном. Большинство из них гораздо более совершенны, чем те, которые есть у ХАМАС. Тут стоит помнить, что при наличии гораздо меньшего арсенала ХАМАС иногда удавалось «перегружать» и преодолевать израильскую систему ПВО («Железный купол»), которая до начала текущей войны сбивала около 96% ракет боевиков. Существует серьезный риск того, что ракетный натиск «Хезболлы» сумеет преодолеть «Железный купол», несмотря на усиление со стороны США, и нанести значительный ущерб израильским гражданским и военным объектам.

В первую очередь «Хезболла», несомненно, будет целиться в радары, которые являются центральной частью многоуровневой системы ПВО Израиля. Одна из задач авианосцев США — вместе с ВВС Израиля нанести удары по ракетам и пусковым установкам «Хезболлы». И сделать это предпочтительно до того, как они будут приведены в действие. В реальности, если поступит приказ обстрелять ракетные арсеналы «Хезболлы», то израильские ВВС не смогут поразить все пусковые установки, даже если им будет помогать американская авиация.

Израиль, опираясь на воздушную мощь США, нанесет ответный удар выдающейся силы по «Хезболле» и ее ливанской инфраструктуре, разрушив страну, и без того стоящую на коленях после целого ряда кризисов. Израильтяне также предпримут мощное наземное наступление. По крайней мере три израильские дивизии уже развернуты для действий в случае необходимости. Солдатам ЦАХАЛ придется столкнуться со вторым основным военным активом «Хезболлы» — хорошо обученными бойцами численностью до 100 тысяч человек.

Многие из них имеют большой опыт успешных зарубежных операций по поддержке армии Асада в сирийской гражданской войне. На Западе опасаются, что всё это приведет к началу крупной региональной войны, поскольку Иран почти наверняка окажется непосредственно вовлеченным в вооруженную конфронтацию с Израилем и его союзниками. Весьма вероятно, что некоторые страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия, также окажутся под ударом Ирана.

Решение о том, будет ли дано начало этой последовательности событий, зависит от Хасана Насруллы, лидера «Хезболлы», который, в свою очередь, находится под сильным влиянием своих спонсоров и хозяев в Иране. Насрулла — очень искусный политик. При значительной иранской помощи ему удалось превратить «Хезболлу» из локальной террористической группировки, базировавшейся, как и сейчас, в Южном Ливане в начале и середине 1980-х годов, в самую грозную арабскую силу, противостоящую Израилю.

Сам факт, что Насрулле удалось выжить в течение всех этих лет, свидетельствует о его личной ловкости и устойчивости возглавляемой им организации. Он, безусловно, находится вверху списка приоритетных целей Израиля. Сам Насрулла называет себя частью антиизраильской «оси сопротивления», состоящей из Ирана и суннитских исламистских групп, таких как ХАМАС.

Насрулла и Иран взвешивают издержки и последствия нанесения удара по Израилю в момент, казалось бы, его наибольшей уязвимости. Однако они прекрасно понимают опасность. Непосредственным стратегическим результатом будет фактическое уничтожение Ливана как современного государства. В 2006 году израильские воздушные атаки привели к разрушению большей части инфраструктуры Ливана. Насрулла также осознает, что безрассудная приверженность эскалации в конечном итоге приведет к разгрому «Хезболлы» силами авиации Израиля и США.

Решись Иран включиться в войну вслед за «Хезболлой», он бы, вероятно, действовал быстро. Он способен нанести огромный ущерб своим соседям, а также региональной и мировой экономике. Для начала цены на нефть вырастут, поскольку поставки из всех нефтедобывающих стран Персидского залива будут серьезно ограничены. Однако в этом случае Иран тоже столкнется с катастрофическим ответом со стороны ВВС США и Израиля, а также других военно-воздушных сил, таких как ВВС Великобритании и Франции и мощные ВВС Саудовской Аравии и стран Персидского залива.

Это будет иметь совершенно непредсказуемые внутриполитические последствия. Но пока, считают военные, инициирование такой последовательности событий, скорее всего, не отвечает интересам Ирана. «Хезболла» и Израиль ведут ограниченные боевые действия друг против друга в приграничных районах Ливана. Однако если уровень разрушений и убийств в Газе станет политически неприемлемым, давление на «Хезболлу» с целью заставить ее оказать помощь своим союзникам по «оси сопротивления» может дойти до того, что у «Хезболлы» не останется выбора.

Поэтому, пока американские авианосцы дежурят в Восточном Средиземноморье и в Оманском заливе, а наземные и воздушные экипажи готовят свои самолеты на базах, расположенных по всему Ближнему Востоку, мы можем надеяться, что их присутствие удержит «Хезболлу» от принятия столь судьбоносного решения.

Фрэнк Ледвидж
бывший офицер военной разведки
и преподаватель военной стратегии и права в Портсмутском университете