Вы здесь
Новые власти в Польше пытаются сделать государственные СМИ менее предвзятыми и сокращают изучение религии в школах
В Польше — небывалый рост интереса граждан к правительству страны. Заседания нового, либерального состава парламента транслируют не только по телевидению и в интернете, но и показывают в кинотеатрах — и там выстраиваются очереди из зрителей. Либералы в результате осенних выборов сменили консерваторов, правивших последние восемь лет. Но последние активно ищут способы помешать реализации реформ, которые демонтируют прежнюю политическую систему, и на их стороне президент Анджей Дуда.
Новый состав сейма (нижней палаты парламента) начал работу 13 ноября 2023 года, но правительство во главе с Дональдом Туском удалось сформировать только через месяц. Задержка была связана с маневром, предпринятым теряющей власть консервативной партией «Право и справедливость» (ПиС), правившей с 2015-го.
Формально ПиС получила самый высокий результат на октябрьских выборах, завоевав в сейме 194 мандата. Это дало основание президенту Польши Анджею Дуде, состоявшему до избрания в ПиС, поручить партии-победительнице попробовать сформировать новый кабинет. Учитывая, что ни одна из прошедших в парламент партий не хотела вступать в коалицию с ПиС, предпринятый маневр был обречен на провал.
Как объясняли функционеры партии, время им было необходимо, чтобы «технически подготовить государство к Туску». Вскоре после проигранных ПиС выборов оппозиция заметила, что в многочисленные министерства доставили оборудование для массового уничтожения бумажных документов. В самих ведомствах, впрочем, это объясняли технической процедурой, связанной с утверждением перечня документов, подлежащих передаче в архив, и, соответственно, списанием остального массива ведомственных бумаг.
Предложенное ПиС правительство 11 декабря предсказуемо не получило поддержки при голосовании. На следующий день депутаты поддержали предложенное Туском правительство, а 13 декабря новые министры во главе с 66-летним премьером были приведены к присяге в президентском дворце.
В программном выступлении при выдвижении на премьерский пост (в Польше эта речь называется Exposé) Дональд Туск назвал выборы, которые позволили победить его коалиции, примером польского «мирного бунта» — таким же, каким были выступления «Солидарности» в начале 1980-х или выборы 4 июня 1989 года, приведшие к падению коммунистического режима в Польше. В этой же речи он пообещал «чистку» польского государства, обвинив деятелей ПиС в коррупции. Перешедшая в оппозицию «Право и справедливость» также на уровне риторики описывает случившиеся перемены как принципиальные, но считает их опасными для польского государства.
После утверждения нового главы правительства председатель ПиС Ярослав Качиньский вышел на трибуну и заявил Туску, что тот — «немецкий агент». В одном из интервью в тот же день он заявил, что перемены, которые готовят новые власти, знаменуют «конец польской демократии».
Председателем парламента стал бывший журналист, у заседаний парламента сотни тысяч просмотров
Политические изменения в Польше, которых одни ждут с надеждой, а другие — с тревогой и опасениями, предстоит осуществлять команде, сформированной в результате коалиционного соглашения. Его заключили «Гражданская коалиция» (150 из 460 мест в сейме), коалиция «Третий путь» (65 мест) и «Левые» (26 мест). Дональд Туск предложил называть новое парламентское большинство «Коалицией 15 октября» — по дате последних выборов. Ведущая сила в новой коалиции — «Гражданская платформа», которой тем не менее пришлось уступить некоторые важные должности партнерам.
Одним из первых решений, принятых новым парламентским большинством, стало избрание маршалом (то есть председателем) сейма лидера центристского движения «Польша 2050» Шимона Холовни. Бывший редактор польского издания Newsweek, чья популярность как политика сложилась в том числе благодаря умелому ведению социальных сетей и персонального ютьюб-канала, на своей должности добился своеобразной революции в восприятии обществом парламентской работы.
За недолгое время ведения им заседаний популярность ютьюб-канала сейма пережила взрывной рост (на момент написания материала у него было 684 тысячи подписчиков). Некоторые из заседаний набрали более миллиона просмотров, притом что до октября 2023 года количество просмотров роликов на канале, по данным польского журналиста Рафала Балановского, в среднем составляло несколько тысяч.
В декабре польское издание Business Insider на основании собственных расчетов, учитывающих телевизионные просмотры, объявило польский сейм «самым популярным парламентом в мире». Едва ли где-либо еще пользовались популярностью просмотры заседаний парламента в кинотеатре, но 11 декабря, когда решался вопрос о новом правительстве Польши, варшавская кинотека организовала трансляцию на большом экране. Уже с утра у кинотеатра образовалась очередь из желающих с попкорном посмотреть на работу депутатов.
Польскую внешнюю политику ждет проевропейский поворот, власти хотят урегулировать «ненужные конфликты» с некоторыми союзниками
Отвечать за этот вектор будет 60-летний Радослав Сикорский, который в новом правительстве возглавил министерство иностранных дел. Он давний соратник Дональда Туска, работал на этой должности в 2007–2014 годах, когда Туск возглавлял правительство.
Сейчас, судя по заявлениям Туска, Сикорского и новых чиновников МИД, польская внешняя политика должна стать более проевропейской. Сикорский заявил о стремлении к «сильной Польше в сильной Европе», а также о желании урегулировать «ненужные конфликты с некоторыми союзниками» — можно предположить, что в данном случае речь идет о желании улучшить отношения с Германией, убрав из них раздражающие вопросы вроде требований репараций за Вторую мировую войну, которые прежде выдвигали представители ПиС.
Сикорский также заявил о намерении Польши твердо поддерживать Украину и использовать свое влияние в Европе для укрепления этой поддержки. По словам пресс-секретаря польского МИДа Павла Вронского, первый разговор нового министра с госсекретарем США Энтони Блинкеном был посвящен в том числе вопросу «оказания общего воздействия» на страны Европы при обсуждении оказания помощи Украине.
Туск в своем программном выступлении перед сеймом также говорил о необходимости укрепить позиции Польши в Брюсселе и даже сделать ее «лидером» ЕС. Сикорский несколько старомодно назвал целями политики Варшавы обеспечение «роста Польши в иерархии народов».
Сикорский многие годы выступает за укрепление позиции Польши внутри Евросоюза и укрепление роли ведущих государств в проведении общей политики союза. Во время европейского финансового кризиса 2010-х он говорил, что немецкая мощь страшит его меньше немецкого бездействия, призывая Германию более активно включиться в спасение положения евро (это выступление вызвало жесткую критику политиков ПиС, находившихся тогда в оппозиции).
У Сикорского большой опыт работы с Россией и Украиной. Он был ответственным за изменение отношений с Россией, когда, придя к власти в 2007-м, Туск решил сделать отношения с Москвой более прагматичными и, как это было сформулировано в одном из его выступлений, «вести диалог с Россией какая она есть».
Во время уличного противостояния власти и оппозиции в Киеве в феврале 2014 года Сикорский по просьбе главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон направился с миссией в Киев и активно участвовал в переговорах между командой президента Виктора Януковича и участниками Майдана. Вместе с главой МИД Германии тех лет Франком-Вальтером Штайнмайером 21 февраля 2014-го он присутствовал на подписании компромиссного соглашения между Януковичем и оппозиционерами.
Известен Сикорский и сенсационными заявлениями. В октябре 2014 года он (тогда уже председатель сейма) в интервью изданию Politico рассказал, что во время визита Туска в Москву в 2008 году Путин завел речь о том, что Украина — искусственное образование, Львов — исконно польский город и Москве и Варшаве следует заняться вместе «украинским вопросом». Слова Сикорского не получили дополнительного подтверждения. Большой резонанс вызвала его запись «Thank you, USA», которую он сделал в социальной сети X сразу после взрывов на трубопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2» в сентябре 2022-го. Позже твит был удален.
Первым делом власти взялись за государственные СМИ, борьба идет с переменным успехом
Правительство «Права и справедливости» за годы работы поставило под строгий контроль государственные СМИ, изменив процедуру назначения руководства и наблюдательных советов таких СМИ. С 2016 года назначениями ведает созданный тогда же Совет национальных медиа: трое из пяти членов совета назначаются простым парламентским большинством, кандидатуры еще двоих предлагает оппозиция, но утверждает президент. Учитывая большинство в парламенте и союзника-президента, ПиС фактически контролировала назначение руководства государственных СМИ.
Политические программы телевидения TVP открыто поддерживали правящую партию и, по мнению оппозиционных польских наблюдателей, занимались агрессивной пропагандой. В польском разговорном языке стало популярно слово Szczujnia (от szczuc — «травить зверя») для обозначения TVP.
Регулирование СМИ относится к ведомству министерства культуры. Возглавил его Бартоломей Сенкевич, правнук писателя Генрика Сенкевича. В 2013–2014 годах он был министром внутренних дел и координатором специальных служб. В программном выступлении в сейме Туск объяснил назначение тем, что Сенкевич умеет принимать жесткие решения, которые потребуются в вопросе СМИ.
Первый удар был нанесен по руководству государственных СМИ. Причем для проведения своего маневра министр культуры Сенкевич прибегнул к спорному ходу. 19 декабря на основании принятого большинством голосов сейма постановления, призывающего к «восстановлению конституционного порядка» и обеспечению доступа граждан к добросовестной информации, он одним указом отстранил от должностей прежние наблюдательные советы в государственных медиа (помимо TVP, это национальное радио и информационное агентство PAP). Фактически министр вмешался в компетенции Совета национальных медиа. Он сослался на то, что полномочия Совета были частично поставлены под сомнение Конституционным судом в 2016 году, однако власти ПиС его проигнорировали.
Таким образом, решение было принято в запутанной правовой ситуации и привело к смешанному результату. Политики ПиС назвали происходящее «государственным переворотом». Они начали дежурить в зданиях госСМИ, стремясь не допустить туда новое руководство, назначенное Сенкевичем. При этом, судя по свидетельствам, поступающим от работников TVP, основная часть редакции не стремится принимать активное участие в защите прежнего руководства.
В главном информагентстве страны PAP значительная часть коллектива поддержала нового руководителя — многолетнего работника агентства Марека Блоньского. Однако здание занимает старая руководящая команда и депутаты ПиС, поэтому коллектив пробует организовать удаленную работу.
На главном телеканале TVP1 начала выходить новая вечерняя информационная программа «19:30», которая должна заменить имевший одиозную репутацию выпуск новостей Wiadomości, также выходивший в 19:30. В создании новой программы принимают участие журналисты либеральных частных каналов TVN и Polsat. По отзывам наблюдателей, программа стала прежде всего более спокойной. В отличие от пропагандистских Wiadomości, где было принято не сдерживать эмоции.
Новые власти анонсировали реформу судов, отвечать за нее будет бывший омбудсмен и известный правозащитник
Должность министра юстиции занял известный юрист Адам Боднар — в 2023 году он был избран в сенат (верхнюю палату польского парламента) по спискам «Гражданской коалиции», хотя политически мало связан с этим формированием. Боднар много лет занимался правозащитной деятельностью, был заместителем председателя Хельсинкского фонда прав человека (польского отделения Хельсинкской федерации по правам человека). В 2015–2021 годах был польским омбудсменом.
Кризис в польской судебной системе, который предстоит разрешить новому министру, продолжается несколько лет. Он связан с тем, что в 2017-м власти изменили порядок назначения в Национальный совет правосудия (НСП), отвечающий за выдвижение новых кандидатур в суды всех уровней. Прежде основную часть совета формировали собрания судей, но власти ПиС изменили этот порядок, передав право назначения парламенту. Это поставило под сомнение и легитимность нового состава Верховного суда. Полномочия части судей Конституционного суда также оспариваются польскими политиками и европейскими политиками, как и судебным сообществом.
Как именно будут происходить изменения, пока непонятно. Пока новая коалиция приняла лишь подготовительное решение: 20 декабря сейм принял постановление, в котором, ссылаясь на решения польских и европейских судов, объявил состав нынешнего Национального совета правосудия нелегитимным и призвал его членов немедленно остановить работу. Присутствовавший на заседании новый министр юстиции Боднар сообщил, что это лишь отправная точка для принятия нового закона о НСП. Следует учитывать, что постановление сейма пока носит лишь символический характер и НСП продолжает свою работу.
В интервью, данном еще до назначения министром, Боднар рассуждал о том, что, возможно, все назначения судей на новые должности, сделанные неконституционным составом НСП (то есть начиная с 2018 года), должны быть отменены, а получившие с тех пор продвижение судьи должны быть возвращены на прежние должности, поскольку они знали об оспариваемом статусе этого Совета и могли воздержаться от карьерного продвижения.
Школьное образование ждет деполитизация и сокращение часов религии
Министр образования в правительстве ПиС Юзеф Чарнек раздражал образовательное сообщество: преподаватели обвиняли его в низких зарплатах и насаждении в школах консервативной идеологии. Министр Чарнек боролся с «сексуальным образованием», настаивал на обязательных уроках религии (с возможностью замены на аналог российского предмета «светская этика») и ратовал за организацию патриотических акций в школах.
В новом правительстве его сменила Барбара Новацкая — политик «Гражданской платформы», много лет занимавшаяся борьбой за права женщин — в частности, за право на аборт — и проблемами домашнего насилия. Она заявила о необходимости деполитизации школы. Новацкая намерена сократить число уроков религии в школьной программе. Бюджет будет оплачивать только один такой урок в неделю, а не два, как это было при прежних властях. Оценка по данному предмету не будет влиять на итоговый аттестат. Новацкая также заявила, что в школах не будут вводить курс «История и современность». Преподавание новейшей истории на этом курсе предполагалось по учебнику, написанному с крайне консервативных позиций, что вызвало бурную критику в экспертном сообществе Польши.
На пути реформ стоят не только функционеры «Права и справедливости», но и президент
Глава государства Анджей Дуда в первые дни после назначения нового правительства сохранял нейтралитет и никак не выражал свое недовольство необходимостью работать с бывшей оппозицией. Однако после постановлений сейма о государственных СМИ и Национальном совете правосудия, а также назначения нового руководства государственных медиа Дуда начал критиковать новые власти. 21 декабря в радиоинтервью он назвал решение о смене руководства госСМИ правовой анархией, а министра юстиции Адама Боднара обвинил в желании действовать сталинскими методами.
Через два дня Дуда наложил вето на проект изменений бюджета, предложенный коалицией, прямо указав, что после неправовой, с его точки зрения, смены контроля над государственными медиа не утвердит предназначенные для них дотации и вскоре внесет в парламент новый вариант корректировки бюджета, где этих дотаций не будет. У коалиции нет необходимых трех пятых голосов в сейме, чтобы по закону преодолеть вето президента.
В ответ на решение президента министр культуры Сенкевич заявил о начале процедуры ликвидации TVP, Польского радио и агентства PAP — речь идет не о закрытии этих СМИ, а о юридической перерегистрации, которая позволит создать новые с правовой точки зрения структуры, а значит, поможет избежать спорных моментов, связанных с увольнением прежнего руководства этих медиа.
Если противостояние президента и коалиции из-за бюджета не разрешится до 29 января, президент получит право распустить сейм и назначить новые выборы.