Вы здесь
О чем мечтает «Грузинская мечта»
Грузия «Грузинской мечты» - интересный феномен. И образчик расколотого общества, самым близким аналогом которому является, пожалуй, белорусское.
Это особенно хорошо просматривается в полосе выборов, в которую страна попала под конец нынешнего года. А именно – парламентских, которые прошли 26 октября. И президентских – грядущих 14 декабря, когда на смену Саломе Зурабишвили придет Михаил Кавелашвили.
Парламентские выборы привели к тому, что в результате победы «мечтателей», они оказались полными хозяевами положения, поскольку три оппозиционных партии признали итог фальшивым и объявили бойкот парламенту, отказавшись от мандатов. При этом потребовали перевыборы. Во всем этом их поддержала и президентша.
Ну, а характерной ноябрьской картинкой стали пикеты, митинги и просто – толпы в центре Тбилиси у здания Парламента. Впрочем, не столь уж и обильные. При этом вполне цивильные в поведении и умеренные в страстях. Настолько, что на них даже не интересно смотреть.
Что, как минимум, говорит о том, что страсти в Грузии не имеют сильной подпитки ни по массе недовольных, ни по градусу недовольства.
Обобщая их результат, один из наблюдателей пришел к такому заключению. Это был референдум, на котором оппозиция предложила выбор между Западом и восточной зависимостью. А «Мечта» - между миром и войной. И грузины предпочли первый вариант.
Сложность или, как сейчас модно выражаться - неоднозначность ситуации проявляется в том, что обе стороны – что «Мечта», что оппозиция, вопреки острым разногласиям, на словах декларируют одни и те же фундаментальные ценности. Независимость. Национальную идентификацию и единство. Конституционность. И т.д.
Поэтому, рядовому обывателю, особенно сельскому, трудно разобраться. Тем более, что Бидзина Иванишвили и его люди свои связи и тесные контакты с Россией объясняют прагматикой. С одной стороны, расценивают ее рынок как единственный реальный торговый плацдарм для экспорта, ограниченного вином и фруктами. А с другой - напоминаниями о 2008-м, когда Запад трусливо отвернулся при походе рашистов на Тбилиси, И житейской сентенцией на счет лома, против которого нет приема. Отсюда резюме, что с Рашей нужно ладить.
Вот и новый кандидат в президенты Михаил Кавелашвили подает себя как радетеля Независимости страны. И, как мячиками, играет призывами к сплочению и консолидации во имя национальных интересов. Да и сам кандидат больше похож на красивого жонглера, чем на политика. Ведь он – спортсмен, звезда футбола, с 89 по 95 игравшего в «Динамо Тбилиси», а затем в нескольких зарубежных клубах и в национальной сборной страны. Именно такого – нейтрального и всеми любимого - и притянул Иванишвили на должность, которая в Грузии так - игрушечная.
А то, что он будет выбран, на сто процентов гарантировано новой системой, которая впервые в Грузии будет испытана в декабре. А именно – через институт из 300 выборщиков. Ну а то, что их будет более, чем достаточно, известно арифметически. Известно также, что процедурно для этого потребуется второй тур.
Ну, а как это повлияет на дальнейшие процессы в Грузии – будем посмотреть. Лично мне кажется, что никаких заметных перемен в позиционировании Грузии не произойдет. И сохранится, заморозится на неопределенное время стиль «тихой сапы». Демонстрация нейтральности. Стоит отметить, что хотя грузины выбрали мир, социология неизменно говорит, что 90% их ориентированы на Запад. Да и сами «мечтатели», и Иванишвили постоянно говорят о том, что отношения с ЕС очень важны. И они наладятся, как только закончится война с Украиной.
А потому не исключено, что когда-нибудь задним числом грузинскую тактику выживания у волчьей пасти России будут вспоминать и ставить в качестве примера.
Наблюдатель