Вы здесь
«Продать американцам российские требования как российские уступки, а затем потребовать облегчения санкций»
Условия, которые Москва выдвинула для заключения «черноморской сделки», похоже, даже Дональда Трампа вынудили предположить, что Россия «тянет время». Что на самом деле скрывается за требованиями Кремля и как оценила западная пресса итоги встреч американской делегации с представителями России в Саудовской Аравии?
На первый взгляд вчерашние заявления Вашингтона, Киева и Москвы о перемирии на Черном море выглядели как хрупкие, но все же договоренности. При более пристальном рассмотрении возникает множество вопросов об их реализации. Осталось неясным, когда соглашение будет реализовано, пишет Financial Times.
Прежде всего потому, что в заявлении Кремля говорится, что участвовать в «черноморской инициативе» Россия будет только после выполнения нескольких дополнительных условий — среди них снятие санкций с Россельхозбанка (и подключение его к системе SWIFT) и компаний-производителей и экспортеров продовольствия и удобрений.
И это далеко не единственное требование.
Потому что Москва потребовала также «снять ограничения» на работу своих страховых компаний с грузами продовольствия и удобрений, а также на обслуживание в портах судов под российским флагом с такими грузами. Вашингтон в ответ пообещал «снизить стоимость» страхования морских перевозок и «расширить доступ» к портам. Все это, судя по заявлению Белого дома, должно поспособствовать восстановлению доступа России к мировому рынку экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений.
Россия неустанно ищет способы обойти западные санкции, направленные на подрыв деятельности ее военно-промышленного комплекса. В частности, она стала использовать производителей удобрений для закупки химических ингредиентов, необходимых для производства взрывчатых веществ.
На этом фоне новая администрация США пообещала Москве помогать ее производителям удобрений в рамках договоренности о прекращении военных действий в Черном море.
Эти компании в основном избежали западных санкций, так как выпускают продукцию, важную для международной продовольственной безопасности. И российские власти, продолжающие вооруженную агрессию против Украины, стали использовать их как ширму для приобретения продукции, необходимой для производства боеприпасов, свидетельствуют документы, оказавшиеся в распоряжении Bloomberg. В частности, дочерние предприятия производителей удобрений «Еврохим» и «Уралхим» получили заказы на поставку десятков тысяч тонн азотной кислоты и смеси азотной и серной кислот. Получатели химикатов – предприятия и заводы, контролируемые АО «Спецхимия», одним из крупнейших в России производителей взрывчатки. Сама «Спецхимия» входит в состав госкорпорации «Ростех» – крупнейшего производителя вооружений, возглавляемого давним соратником Владимира Путина Сергеем Чемезовым.
Эти контракты – один из способов поддержания военного производства, несмотря на жесткие экономические ограничения, отмечает Bloomberg. Кислоты являются ключевыми компонентами тротила, пороха и других горючих веществ, необходимых для ведения войны. В то время как «Еврохим» и «Уралхим» не находятся под санкциями, в западные черные списки попали многие из 11 заводов, которые, согласно документам, должны получить кислоты в течение этого года. Под санкциями ЕС с июня 2024 г. находится и сама «Спецхимия».
Упомянутой в документах азотной кислоты хватит для производства в этом году не менее 6500 152-миллиметровых артиллерийских снарядов в сутки, по расчетам Bloomberg.
С начала войны в Украине российские компании обеспечили четверть рынка удобрений ЕС на общую сумму более 5 млрд евро, по данным Еврокомиссии. Применить санкции против поставщиков столь важной для сельского хозяйства продукции, сырье для которой к тому же используется далеко не только в военных целях, будет крайне затруднительно, считает Ник Рейнолдс из Королевского объединенного института оборонных исследований.
После вторжения России в Украину в 2022 году Москва заявила, что испытывает трудности с доступом к выгодным экспортным рынкам, напоминает Washington Post. Однако, как пишет газета Le Monde со ссылкой на заявление Елисейского дворца, «нет никаких европейских санкций в отношении сельскохозяйственной продукции или даже в отношении удобрений».
Более того, управляющий директор исследовательской фирмы SovEcon (отслеживает черноморский рынок зерна) Андрей Сизов в комментарии Washington Post назвал заявление США по итогам встреч в Эр-Рияде «удивительным», поскольку российский экспорт продовольствия и удобрений достиг «рекордно высокого уровня с начала войны». Согласно данным, собранным SovEcon, в 2023-2024 годах экспорт российского зерна достиг 71 миллиона метрических тонн, в то время как в 2021-2022 годах он составил всего 42 млн.
Financial Times добавляет, что в 2025 году российский экспорт удобрений может вырасти еще на 5%.
Этот рост показывает, как России удалось найти альтернативные пути экспорта, и свидетельствует о том, что Кремль сейчас больше заинтересован в создании дыр в режиме западных санкций, а не в увеличении экспорта, объяснила FT Элина Рыбакова, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона.
Андрей Сизов соглашается, что заявление США о готовности помочь России восстановить доступ к мировому рынку экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений — это «кивок в сторону Москвы» и может означать отмену санкций США в отношении Россельхозбанка.
Снимут ли санкции?
«Российское искусство сделки заключается в том, чтобы продать американцам российские требования как российские уступки, а затем потребовать облегчения санкций», — цитирует газета Guardian исследователя Яниса Клюге, специалиста по российской экономике из Немецкого института международных отношений и безопасности.
Если санкции в отношении Россельхозбанка действительно снимут, это ознаменует собой значительный откат в режиме западных санкций, на который США и ЕС ранее не хотели идти, пишет FT.
Любое ослабление американских санкций против России будет ограничено готовностью Европы предпринять аналогичные шаги. Однако, замечает Guardian, озвученные во вторник договоренности все равно отражают серьезную переориентацию дипломатии вокруг Украины и оставляют Европу более изолированной в сдерживании России.
Глава МИД Германии Анналена Бербок сегодня заявила, что Москва не должна выдвигать какие-либо дополнительные требования для прекращения огня. По ее словам, сейчас «не та ситуация для диалога, когда прекращение огня неоднократно увязывается с уступками и новыми требованиями». «Мы не должны быть обмануты российским президентом», — добавила она.
Франция, пишет Le Monde, тоже не согласна с требованием России снять санкции с Россельхозбанка. Издание подчеркивает, что европейцы сейчас отодвинуты от российско-американских встреч и настороженно относятся к любой инициативе Вашингтона по вопросу снятия санкций до заключения полноценного мирного соглашения.
Неназванный представитель ЕС в беседе с агентством Reuters высказался еще жестче. По его словам, одним из основных условий для ослабления или отмены санкций станет «окончание российской неспровоцированной и неоправданной агрессии в Украине и вывод всех российских войск со всей территории Украины».
Таким образом, резюмирует New York Times, остается неясным, как и когда будет осуществляться объявленное ограниченное перемирие на море и насколько тверды обязательства каждой из сторон. На прошлой неделе Россия и Украина в принципе договорились прекратить атаки на энергетические объекты, но затем быстро обвинили друг друга в продолжении таких ударов.