Общественно-политический журнал

 

США и Иран провели новый раунд переговоров в Омане, в то время как Иран все ближе к завершению создания ядерной бомбы

В столице Омана Маскате в воскресенье прошёл очередной - уже четвёртый - раунд переговоров между США и Ираном по вопросу об иранской ядерной программе.

Переговоры ведутся с апреля, на данный момент состоялись четыре встречи в разных местах. Технически они как правило организованы как непрямые - делегации США и Ирана, не имеющих дипломатических отношений, общаются через посредников, в роли которых выступают представители Омана. В воскресенье, однако, по словам неназванного американского представителя, часть переговоров прошла напрямую. Американский представитель Стив Виткофф вел как прямые, так и опосредованные переговоры с Ираном.

Незадолго до начала переговоров Иран пригрозил выйти из них. Представитель иранской делегации в Омане заявил ливанскому телеканалу "Аль-Маядин": "Иран готов заверить всех, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Но если мы увидим, что американская сторона отклоняется от согласованной рамки, мы прекратим переговоры".

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи по завершении переговоров назвал их последний раунд "более серьёзным" и "более детальным", чем предыдущие встречи. По его словам, переговоры продвигаются вперёд и будут продолжены, хотя дата очередного раунда ещё не назначена. В США также назвали нынешний раунд "обнадёживающим".

Как следует из заявлений участников переговоров, вопрос об обогащении иранского урана по-прежнему является препятствием к достижению соглашения. Аракчи в воскресенье заявил, что Иран может снизить уровень обогащения, но полностью от него не откажется. При этом спецпредставитель США Стивен Уиткофф ранее утверждал, что для Вашингтона необходимость отказа Ирана от обогащения урана - это "красная линия", то есть принципиальная позиция.

Между тем иранские источники сообщили катарскому каналу "Аль-Араби", что "изменение позиции США по вопросу обогащения урана омрачает четвертый раунд переговоров". Речь идет о заявлении Стива Виткоффа в конце недели о том, что Вашингтон будет настаивать на полном демонтаже объектов по обогащению урана, поскольку это "красная линия" США, и они хотят гарантировать, что Иран не сможет в будущем разработать ядерное оружие.

Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи также выразил разочарование по поводу заявления Виткоффа, отметив противоречивость американской риторики.

Ранее, в прошлом месяце, Виткофф намекнул на возможность компромисса, при котором США согласятся на то, чтобы Иран продолжал обогащать уран до низкого уровня — 3,67%, но вскоре он отказался от своих слов и вновь подчеркнул, что требование США — полный демонтаж обогатительных мощностей.

Глава МИД Омана Бадр Альбусаиди заявил, что обе стороны предлагали " полезные и оригинальные" идеи на пути к достижению взаимовыгодного соглашения.

Позже государственный секретарь США Марко Рубио заявил, что США готовы рассмотреть компромисс, при котором Иран будет импортировать уран, обогащенный до низкого уровня, из других стран под международным контролем для использования в ядерных электростанциях, но не сможет обогащать его самостоятельно.

Иран, напомним, настаивает, хотя это уже неоднократно опровергалось, что его ядерная программа предназначена исключительно для мирных целей, и утверждает, что никогда не откажется от своих так называемых "ядерных прав", в числе которых — возможность самостоятельного обогащения урана.

Именно это требование было в центре первоначального ядерного соглашения с мировыми державами, подписанного в 2015 году. Тогда Ирану было разрешено сохранить тысячи центрифуг и продолжать обогащение урана до уровня 3,67% — достаточно для работы атомных электростанций, но далеко от уровня 90%, необходимого для создания ядерного оружия.

Дональд Трамп назвал это соглашение "худшим в истории" и при поддержке премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу вышел из него в 2018 году, вновь введя американские санкции, парализующие иранскую экономику.

Тем не менее, нынешняя администрация Трампа стремится к новой сделке, которая, по сообщениям, может быть основана на соглашении 2015 года, - но на фоне серьезных опасений из-за существенного прогресса Ирана в ядерной программе с 2018 года. С тех пор Иран нарушает ограничения, которые он сам на себя принял, и обогащает уран до уровня 60%.

По оценкам экспертов, в случае, если Иран решит совершить ядерный прорыв, ему потребуется всего несколько дней, чтобы довести обогащение до военного уровня в 90%. Разработка полноценной боеголовки займет больше времени, но если Иран решит ограничиться грубой ядерной бомбой, не предназначенной для установки на баллистическую ракету, он сможет сделать это значительно быстрее.

Президент США Дональд Трамп заявляет, что цель США - не допустить обладания Израиля ядерным оружием. Вашингтон настаивает на сворачивании ядерной программы Ирана, хотя официальный Тегеран и заявляет, что она не направлена на создание ядерного оружия. Трамп предлагает иранскому руководству заключить "сделку", детали предложения не раскрываются, однако, как заявляют в Тегеране, любое соглашение должно включать в себя снятие санкций с Ирана. Президент США не исключил силовых мер в отношении Ирана в случае, если соглашение не будет достигнуто.

Похоже, иранцы обыграли Трампа: