Вы здесь
Правительство констатировало полное отсутствие роста экономики второй месяц подряд
Российская экономика продолжает все глубже погружаться в трясину стагнации, следует из опубликованных в среду данных Росстата и Минэкономразвития.
По оценке МЭР, в августе российский ВВП прибавил лишь 0,4% год к году — почти втрое меньше, чем во втором квартале (1,1%), и почти в 11 раз меньше, чем в прошлом году (4,3%).
Практически нулевые темпы роста экономики власти фиксируют второй месяц подряд: в июле ВВП также прибавил лишь 0,4%. А накопленный с начала года рост за месяц замедлился с 1,1% до 1%.
В стагнацию — с 0,5% годового роста — скатилась промышленность, а отрасли вне оборонно-промышленного комплекса застряли в глубокой рецессии. Спад производства одежды в августе ускорился с 7% до 9,1%, мебели — с 12% до 12,7%. На 6,3% после атак беспилотников обрушился выпуск нефтепродуктов, на 2,1% сократилось производство продуктов питания, на 8,4% — металлургической продукции.
Рекордный с 2022 года спад зафиксировала химическая промышленность, где объемы, согласно статистике МЭР, просели на 2,3% год к году.
Российская экономика «выглядит плохо», констатирует экономист Сергей Алексашенко, в прошлом зампред ЦБ РФ: «Она не растет, потому что экономический рост сосредоточен в секторах, которые ничего полезного для общества, для будущего не делают. Это говорит о том, что организм не здоров».
Оборонные заводы, согласно статистике МЭР, продолжают наращивать выпуск двузначными темпами, штампуя в трехсменном режиме танки и бомбы для войны в Украине. Но военный бум, который позволил Росстату отчитаться о росте ВВП выше 4% два года подряд, себя исчерпал, отмечает экономист Владислав Иноземцев: «Россия не может увеличивать военные расходы на 30% каждый год. Как только поток денег прекращается, рост также замедляется».
Впервые с начала вторжения в Украину, правительство всерьез оказалось перед выбором — строить больше танков или инвестировать в гражданскую экономику, отмечает старший научный сотрудник International Institute for Strategic Studies в Берлине Мария Шагина. «Выбирая из двух, Кремль всегда выберет военные расходы, но расширение дефицита, растущие траты на оборону и сжимающиеся доходы делают этот выбор труднее», — поясняет Шагина.
Изначально правительство прогнозировало, что российская экономика прибавит в этом году на 2,5%, но осенью ухудшило оценку до 1%. Рост в следующем году вместо 2,6% теперь ожидается на уровне всего 1,3%. В результате «сжимается ресурсная база» для бюджета, который уже лишился пятой части нефтегазовых доходов, жаловался в сентябре источник «Интерфакса» в правительстве. Дефицит казны в этом году превысит изначальные проектировки почти впятеро — 5,7 трлн рублей, а в следующем составит еще 3,8 трлн, согласно проекту бюджета, внесенному в Думу.
Чтобы наполнить казну, власти со следующего года снова повышают НДС (до 22%), а также налоги на малый бизнес. Но это «ударит по потребительскому спросу и, как следствие, (снова) замедлит экономический рост», предупреждает Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал».
На обществе или поддержке власти, впрочем, стагнация экономики едва ли скажется, считает Иноземцев: «Россияне могут жить с нулевым ростом. Они пережили долгие периоды падения доходов без политических последствий для Путина. На Западе нулевой рост вызывает панику. В России же это просто норма».