Общественно-политический журнал

 

Топливный кризис затронул уже больше половины регионов России. «Украина показывает, что в эту игру могут играть двое»

Перебои с поставками бензина, начавшиеся в августе на Дальнем Востоке, распространились по меньшей мере на 57 регионов России. Некоторые автозаправки вынуждены закрываться, цены на бензин растут все быстрее, власти ввели запрет на экспорт нефтепродуктов до конца года. Кризис разворачивается на фоне рекордного уровня атак на российские энергообъекты украинскими беспилотниками.

Один из россиян возвращался из отпуска в аннексированном Крыму на своей машине — ехать до Москвы больше 1 тыс. километров. Заправить, как обычно, полный бак перед отъездом в этот раз он не смог — на АЗС крупной сети, на которых он заправляется обычно, стояли большие очереди, а на некоторых других бензина не было вовсе.

«Заправили 10 литров на первой попавшейся по пути заправке без больших очередей и доехали до Краснодара», — говорит он, добавляя, что лишь там ему удалось дозаправиться уже до Москвы.

Проблемы с топливом в России начались в августе. В это время обычно наблюдается сезонный дефицит, но в этом году перебои стали ощущаться значительно сильнее не в последнюю очередь из-за участившихся ударов украинских беспилотников по НПЗ — заводам, перерабатывающим сырую нефть в бензин и другие нефтепродукты.

Кризис начался с Дальнего Востока — в Забайкалье, Приморье и Сахалинской области, которые обслуживаются всего двумя крупными НПЗ. На заправках выстраивались огромные очереди, люди жаловались на дефицит некоторых марок бензина и на то, что его отпускали небольшими партиями или вовсе по талонам.

В Крыму крупных нефтеперерабатывающих заводов нет совсем, поэтому перебои сразу затронули и аннексированный полуостров, а к октябрю ситуация там ухудшилась еще больше: сначала власти ограничили продажу бензина в одни руки 30 литрами, а потом и 20-ю — для всех кроме общественного транспорта и экстренны служб. Это около трети среднего бака легковой машины, который обычно вмещает 50-70 литров.

Сейчас, согласно подсчетам Би-би-си, по меньшей мере 57 регионов столкнулись с — пусть и кратковременными — перебоями с поставками топлива, как правило, на независимых АЗС. Мы учитывали все регионы, в которых с августа сообщалось о проблемах, даже если к октябрю ситуация стабилизировалась.

По данным Росстата с начала года по конец сентября, бензин на АЗС подорожал более чем на 10% при официальной инфляции за тот же период около 4,5%.

Не во всех регионах речь идет о полноценном дефиците: в столице и других крупнейших городах ситуация стабильна, хотя некоторые опрошенные нами москвичи сталкивались с тем, что на отдельных заправках не было определенных марок бензина.

«Дефицита в Москве нет, но перебои явно есть», — резюмировал в Телеграм посте от 25 сентября автомобильный юрист Александр Шумский.

Москва получает топливо с пяти НПЗ, и в этом смысле она уникальна: большинство регионов снабжаются одним-двумя, говорит старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии (считается российскими властями «иноагентом») Сергей Вакуленко.

Но чем дальше от Москвы, тем сильнее ощущаются проблемы.

«Людям надо завезти до морозов»

В труднодоступных населённых пунктах жалуются на то, что из-за отсутствия бензина трудно добраться до важной инфраструктуры — например, до родильных домов.

Гендиректор небольшой компании «Интех» Наталья Смирнова в интервью РБК-ТВ рассказывала, что ее предприятие — «единственный поставщик, который завозит бензин до наступления ледостава в труднодоступные деревни республики Коми».

«Мы не можем им завезти сейчас по причине [того, что] бензина нет», — говорила она 25 сентября, добавляя, что компания вынуждена остановить все свои АЗС.

«Писали в ФАС, писали в Минэнерго. […] Ситуация, как нам говорят, — ну ждите. А у нас ну люди, которым нужен бензин, — рассказывала Смирнова. — Людям надо сегодня завезти, чтобы они смогли просуществовать. У них река встает, у нас наступают морозы. Никто нас не слышит, мы добиться ничего не можем».

О том, что заправки вынуждены закрываться, в конце сентября Российский топливный союз (РТС) писал вице-премьеру Александру Новаку.

В РТС отмечали, что независимые АЗС составляют 60% от общего числа автозаправок в стране и что продолжение кризиса будет грозить их владельцам прекращением деятельности.

В то время как Москва и Санкт-Петербург в основном обслуживаются крупными нефтяными компаниями со своими налаженными цепочками поставок, во многих регионах значительная доля рынка — именно у независимых АЗС, которые покупают топливо на бирже или по контрактам, отмечает Сергей Вакуленко.

«Когда начинаются сбои, крупные компании в первую очередь снабжают собственные сети и стараются держать „социально приемлемые“ цены на своих колонках, — говорит он Би-би-си. — Продавать на сторону по таким ценам они уже не готовы».

Биржевые цены при этом часто выше, и независимым сетям «просто невыгодно покупать по опту и продавать в розницу в минус», добавляет Вакуленко.

По данным «ОМТ-Консалт», к концу сентября в России число автозаправок, продающих бензин, сократилось на 2,6%.

«Украина инвестирует в эту кампанию»

Если в августе проблемы во многом списывали на сезонный фактор (уборка урожая, отпуска, в которые многие ездят на машинах, плановые ремонты НПЗ), то потом власти заговорили о внеплановых ремонтах на нефтеперерабатывающих заводах и сложной логистике.

Украина рекордно усилила атаки на российские НПЗ, следует из анализа Русской службы Би-би-си и отдела верификации BBC Verify.

В августе произошло по меньшей мере 14 атак, в сентябре их было восемь, а за первые 10 дней октября — уже четыре. По подсчетам Би-би-си, в целом же с января 2025 украинские дроны поразили 21 из 38 крупных российских НПЗ, что на 48% больше, чем за весь 2024 год.

Сообщалось также об атаках на нефтеперекачивающую инфраструктуру, но мы не учитывали это в подсчетах.

Мы проанализировали сообщения из профильных СМИ, включая Reuters, Bloomberg и S&P Global Commodity Insights, и пришли к выводу, что по меньшей мере 10 НПЗ, в том числе экспортно-ориентированные, были частично или полностью остановлены в августе–сентябре 2025 года.

В СБУ не ответили на просьбу Би-би-си о комментарии, но Украина признавала удары по российским НПЗ, называя их легитимными военными целями: согласно украинской стороне, произведенные там нефтепродукты используются для обеспечения вооруженных сил и техники.

«Наиболее эффективные санкции — санкции, которые действуют быстрее всего, — это огонь на российских нефтяных заводах, на их терминалах, нефтебазах, — говорил в середине сентября президент Владимир Зеленский. — Существенно ограничили российскую нефтяную отрасль — и это существенно ограничивает войну».

Оценить реальный эффект этой тактики сложно, так как многие данные засекречены российскими властями. По оценке Сергея Вакуленко, с июльского пика на начало октября производительность российских НПЗ сократилась примерно на 10%.

Российская нефтегазовая отрасль давно была целью украинских военных, но резкий рост ударов в последние месяцы говорит о том, что эта тактика стала ключевой, сказал BBC Verify Джастин Крамп, бывший офицер британской армии и глава консалтинговой компании по оценке рисков Sibylline.

«Очевидно, что Украина много инвестирует в эту кампанию, которая базируется на разведывательной оценке того, что сильнее навредит России», — считает Крамп.

Россия также продолжает атаки на энергообъекты Украины. Ссылаясь на свои источники, украинские и западные СМИ пишут о том, в результате обстрелов в начале октября Россия уничтожила от 35 до 60% добычи газа в Украине.

«Украина пытается показать, что в эту игру можно играть вдвоем», — говорит Сергей Вакуленко.

Что дальше?

Российские власти признают проблемы с поставками топлива, но называют их «небольшим дефицитом» и призывают россиян «набраться терпения».

Кризис активно обсуждается провластными комментаторами в телеграме, а вот у телезрителей шансов узнать о проблеме намного меньше.

Несколько респондентов Би-би-си из Москвы и Санкт-Петербурга признавались, что не слышали о дефиците топлива в новостях. Согласно данным сервиса по мониторингу СМИ «Медиалогия», из федеральных телеканалов только РБК подробно освещал кризис, а также были редкие упоминания на НТВ и телеканале «Звезда».

Между тем на фоне дефицита, по данным Reuters, Беларусь в сентябре увеличила экспорт бензина в Россию по железной дороге в четыре раза. СМИ также сообщали, что правительство рассматривает отмену импортных пошлин на нефтепродукты из ряда азиатских стран, включая Китай.

Пока же правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца года, хотя экспортная доля в общем производстве небольшая — около 11%.

Если ситуация станет действительно серьезной, у российских властей есть несколько вариантов — от введения ограничений на потребление до ослабления экологических норм бензина, говорит Сергей Вакуленко.

Но, по его оценкам, «при нынешнем уровне повреждений заводы восстанавливаются за две-три недели».

Поэтому дальнейшее развитие кризиса, по его мнению, будет зависеть от Украины:

«Сколько дронов может производить Украина? Рои [дронов] какого размера, насколько часто, насколько массированно она может засылать на Россию? Будет ли она продолжать концентрировать свою огненную мощь именно на НПЗ или выбирать какие-то другие цели?».