Общественно-политический журнал

 

Что происходит в Покровске?

Битва за Покровск в разгаре. Пока отдельные военные, депутаты и аналитики требуют выводить ВСУ из города, украинские власти заявляют об успешных контрдействиях на этом участке фронта. Что там происходит?

Две российские армии — 2-я и 51-я — продолжают попытки встречными ударами с юго-запада и северо-востока замкнуть кольцо оцепления городов-спутников Покровск и Мирноград в Донецкой области.

Глава российского Генштаба Валерий Герасимов, правда, заявлял, что «запереть» противника в этой агломерации российским войскам удалось еще 26 октября.

С тех пор российское Министерство обороны ежедневно отчитывается об «уничтожении» сил ВСУ внутри Покровска и «отражении» попыток украинцев деблокировать подразделения.

Украинские власти, президент Владимир Зеленский и главком ВСУ Александр Сырский это отрицают.

«В Покровске враг успеха не имел за последние дни», — заявил президент во время общения со СМИ 3 ноября.

На картах боевых действий в украинских, иностранных и даже некоторых российских экспертных изданиях показано, что по состоянию на 4 ноября действительно все еще сохраняется «горловина» шириной около 5-7 км, удерживаемая украинскими силами и не позволяющая говорить о «котле» в Покровске.

Однако в Украине уже начали публично говорить о необходимости срочно выводить военных из полуокруженного города, пока еще есть такая возможность.

Например, об этом 2 ноября написал основатель волонтерского фонда «Вернись живым» и экс-замминистра обороны Украины Виталий Дейнега.

«Если в ближайшее время кто-то не подпишет приказ об отводе войск из Покровска и Мирнограда, мы можем оказаться в ситуации не только потери значительного количества максимально мотивированных десантников и морпехов... Мы можем оказаться в ситуации, когда дыру во фронте некому латать, и накопанные у нас в тылу фортификации быстро перейдут», — считает он.

По мнению Дейнеги, отчеты Генштаба по ситуации на этом участке фронта не отражают реальность.

«Мы по факту уже практически потеряли Покровск, а это значит, что Мирноград держать тоже нет смысла (логистика останется только с неадекватным риском и полями). И я не выдал сейчас какой-то большой тайны, россияне это прекрасно видят из своих дронов», — говорит бывший замминистра обороны.

О «ложных сведениях Генштаба» заявляет также и депутат Верховной рады, бывшая зампредседателя комитета по вопросам обороны Марьяна Безуглая. Она утверждает, что на основании этой информации Зеленский якобы распространяет ложные сведения о ситуации в Покровске. По ее версии, российские военные уже захватили 80% города.

Ключевая позиция украинских властей состоит в том, что российские силы в Покровске действуют разрозненными диверсионными группами, которые не закрепляются на территории, а проникают в разные районы города. Таким образом, нельзя вроде бы говорить о «контроле над территорией».

Общее количество российских бойцов, которые так смогли инфильтрироваться в городскую застройку, Зеленский оценивает в 260-300 человек.

Соответственно, из такой логики следует, что задача украинских сил — найти этих диверсантов и уничтожить, параллельно не давая российской армии подтянуть резервы.

Именно с этой целью, очевидно, в район Покровска перебросили дополнительные силы Украины, в том числе и несколько взводов спецназовцев Главного управления разведки (ГУР), которые десантировались с как минимум двух вертолетов Black Hawk.

Пресс-служба ГУР позже объяснила, что десантированные бойцы заняли рубеж в «важном с точки зрения фронтовой логистики» районе Покровска, где получили подкрепление.

«Продолжается боевая работа, направленная на ликвидацию попыток врага расширить огневое влияние на логистику в зоне ответственности ГУР», — говорится в сообщении разведки.

На опубликованных кадрах работы бойцов ГУР видно, что спецподразделения атакуют несколько построек в промышленном районе Покровска.

OSINT-аналитики, в частности из украинского сообщества «Кіберборошно», геолоцировали эту местность.

Как они утверждают, столкновения происходили на территории завода «Электродвигатель» в северо-западной части Покровска. Это у трассы в сторону села Гришино, которая на большинстве карт была обозначена как «серая зона». Вероятно, задача ГУР на этом участке фронта — выбить противника с территории промзоны и разблокировать трассу.

На другом фланге — восточном — украинские военные прилагают усилия, чтобы остановить продвижение российских военных в Мирнограде. Здесь основная борьба разворачивается за высоты — террикон «Шахты ⅚» и массив многоэтажек.

Наступление российской армии на этом участке фронта тоже нельзя назвать стремительным. Ее бойцы до сих пор не смогли закрепиться в жилой застройке, а также отрезать украинский гарнизон от линий снабжения — прежде всего в районе поселка Родинское. Здесь ВСУ смогли провести локальную контратаку и отодвинуть противника за пределы населенного пункта.

Однако ситуация в агломерации остается чрезвычайно сложной. Очевидно, что, несмотря на заявления украинской власти, российские военные все же смогли закрепиться в южной части Покровска, подтянуть дополнительные резервы, а также перебросить на это направление усиленные подразделения БПЛА.

В настоящее время основная задача ВСУ — не допустить закрепления противника в северных, центральных и восточных районах города.

Днем 3 ноября 7-й корпус десантно-штурмовых войск ВСУ, отвечающий за этот участок, отчитался, что продолжается «зачистка» от российских военных северных районов Покровска.

«Силы обороны остановили расширение присутствия россиян в этой части города и не допустили перерезание врагом дороги, соединяющей Покровск и Родинское», — говорится в заявлении корпуса.

У российского военного руководства другое видение ситуации.

Российская сторона считает, что логистика украинских военных в Покровско-Мирноградской (или Красноармейско-Димитровской, как упорно называют в России) агломерации уже перерезана, а попытки деблокировать «окруженный» гарнизон ВСУ безуспешны.

Минобороны России по состоянию на 4 ноября заявило, что его бойцы уже закрепились в южном районе города (в сводке Минобороны России микрорайон назван «Пригородным»), а также ведут бои в центральном районе и соседних поселках Рог и Гнатовка. Навстречу им с востока через частный сектор города Мирноград постепенно двигается другая российская группировка.

Если российским военным удастся захватить этот отрезок, то украинский гарнизон в Покровско-Мирноградской агломерации фактически окажется разрезанным пополам.

В самом тяжелом положении окажутся подразделения, которые до сих пор удерживают позиции на юго-восточных окраинах возле сел Новопавловка и Сухой Яр. Они могут быть заблокированы.