Общественно-политический журнал

 

Попытаемся разобраться в происходящем переговорном хаосе

Минувшие выходные были посвящены обсуждению мирного плана по прекращению войны в Украине. Самое интересное, что оригинал документа так никто и не обнародовал — все эти дни приходилось оперировать тем списком условий, которые появились в Axios и других изданиях, а также в телеграм-канале депутата Верховной рады Алексея Гончаренко.

Итогом переговоров в Женеве стал, по сути, такой же неверифицированный контрплан европейцев. К которому теперь, кажется, добавился третий план.

Попытаемся разобраться в происходящем переговорном хаосе и понять, как этот план обсуждается и меняется.

«РОССИЙСКИЙ ВИШЛИСТ»
Первоначальный план застал многих врасплох

В субботу на конференции в канадском Галифаксе группа американских сенаторов рассказала о телефонном разговоре с госсекретарем Марко Рубио. Сенатор от штата Мэн Ангус Кинг передал слова Рубио так: «План не отражает позицию администрации. По сути, это вишлист (список пожеланий) россиян». Затем другой сенатор, Майк Раундс из Южной Дакоты, уточнил: «Рубио ясно дал нам понять, что мы являемся получателями предложения, переданного одному из наших представителей. Это не наша рекомендация. Это не наш мирный план».

Чуть позже сам Рубио стал это отрицать, утверждая, что план разработан США. А Госдепартамент назвал заявления сенаторов ложью. Вне зависимости от содержания первоначального плана из 28 пунктов его происхождение так и оставалось до конца не ясным. Польский премьер-министр Дональд Туск сказал об этом прямо: «Перед тем, как начать работу, хорошо бы узнать, кто автор плана и где он был создан». (Впоследствии Axios сообщил, что работа над ним началась еще в конце октября с участием Стива Уиткоффа, Джареда Кушнера и Кирилла Дмитриева).

В конце концов в Вашингтоне пришли к консенсусу: план совместный, а его авторы, «скорее всего», спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф и российский переговорщик Кирилл Дмитриев. А для других действующих лиц, прежде всего для Рубио, этот проект стал сюрпризом — поэтому госсекретарь и не сразу счел план из 28 пунктов «разработанным США».

Впрочем, президенту Трампу все эти подробности были не так уж и важны. В разговоре с Washington Post американский чиновник, пожелавший остаться анонимным, предположил, что Дональд Трамп не стал вникать в детали. «Вы говорите ему: „Я попытаюсь заключить сделку“. Он отвечает: „Отлично, пойди и посмотри, что можно сделать“. И это весь уровень его детализации», — объясняет собеседник издания. И потом резюмирует: «Весь день царил полный хаос, потому что даже разные подразделения Белого дома не знали, что происходит. Это просто стыдно».

ПЕРЕГОВОРЫ И НОВЫЙ ПЛАН
Что изменилось после переговоров в Женеве?

В воскресенье в Женеве представители США, Украины и европейских стран до самого вечера обсуждали предложенный мирный план (предположим с высокой степенью вероятности, что те самые 28 пунктов). На словах стороны остались в целом довольны друг другом: в Киеве и европейских столицах говорят, что украинские возражения были услышаны и учтены; в Вашингтоне считают, что разговор получился конструктивным.

Результатом стал новый план из 28 пунктов, происхождение которого так же загадочно, как и в случае с первым документом.

Что же изменилось в выходные?

В новом плане, опубликованном Reuters в воскресенье, больше нет пункта 3, в котором России предлагалось отказаться от «вторжения в соседние страны», а НАТО — от расширения. Как мы уже писали раньше, этот пункт противоречит уставу НАТО, а отказ России от агрессии упоминается и в других пунктах.

В первом плане предлагалось ограничить численность ВСУ до 600 тысяч человек (пункт 6), во втором — до 800 тысяч. Украинская сторона перед женевскими встречами настаивала на недопустимости сокращения армии — и это отражено в новой версии. В январе 2025 года президент Зеленский говорил, что на тот момент численность ВСУ составляла 880 тыс. человек — то есть речь идет о сравнительно незначительной уступке.

В пунктах 7 и 8 были изменены несколько слов — но эти слова довольно важны. Во-первых, вместо отказа де-юре Украины от вступления в НАТО (конституционно закрепленного внеблокового статуса) предлагалась формулировка, описывающая отсутствие консенсуса внутри самого альянса по этому вопросу. Во-вторых, в пункте о размещении войск НАТО в Украине вместо полного отказа говорилось об отказе в мирное время. Трактовать, что такое мирное время, можно как угодно.

В пункте 13 (реинтеграция России в мировую экономику) было добавлено слово «постепенная», а в примечаниях указано, что санкции будут сниматься поэтапно.

В самом важном разделе, о территориальных уступках (пункт 21) было указано, что переговоры об обменах территориями начнутся с линии соприкосновения. То есть было учтено главное требование Украины и ее европейских союзников — сначала перемирие на земле, потом уже какие-то разговоры о территориях.

Наконец, было смягчено требование провести в Украине выборы в течение 100 дней: эта формулировка стала выглядеть так: «как можно скорее после подписания мирного соглашения».

Стоит отдельно отметить, что в этом варианте отсутствовал самый странный подпункт, который был в первом плане: «Если Украина без причины запустит ракету по Москве или Санкт-Петербургу, гарантия безопасности будет считаться недействительной». Он с самого начала выглядел условием, изначально записанным на салфетке и попавшим в проект по недоразумению.

УСПЕТЬ К ДНЮ БЛАГОДАРЕНИЯ
Что будет с мирным планом дальше

Обозначенный Трампом дедлайн — 27 ноября, четверг, когда в США празднуют День благодарения. В течение двух последних дней политики из самых разных стран (от канцлера Мерца до того же Рубио) аккуратно намекали на то, что было ясно с самого начала: такой дедлайн соблюсти невозможно. Переговоры — сложный процесс, упомянутые пункты требуют участия не только России, США и Украины, но и НАТО, и «Большой семерки» (где есть и другие страны, помимо США). Стремление Трампа как можно быстрее заключить любую сделку в торжественной обстановке понятно. Точно так же объяснима и спешка Стива Уиткоффа: его полномочия спецпосланника не вечны, и не факт, что он останется на этой должности, учитывая хаос, которым часто сопровождается его деятельность.

Кроме того, можно сколько угодно анализировать каждый пункт любого из попавших в СМИ проектов, но не хватает пока главного элемента — готовности Владимира Путина заключить хоть какое-то соглашение. Сам Путин заявил: предложения «в том варианте, с которым мы ознакомились, идут в русле обсуждений на российско-американской встрече в верхах на Аляске и в принципе могут быть положены в основу окончательного мирного урегулирования».

Значить это может что угодно — возможно, Кремль ознакомился с каким-то другим вариантом, но те, что публиковали в СМИ, совсем не похожи на ультимативные требования России, от которых она не отказывалась ни на одной из встреч. Пока сложно представить, чтобы Кремль согласился на условия любого из продемонстрированных нам мирных планов. При этом помощник Путина Юрий Ушаков заявил, что американские условия для России приемлемы, а европейские — нет. Но и это не окончательно, появился новый — на этот раз из 19 пунктов. 

Financial Times, Washington Post и Bloomberg со ссылкой на источники пишут, что число пунктов в мирном плане, разработанном США, в результате переговоров сократилось с 28 до 19.

Washington Post отмечает, что итоговый набор предложений в плане по прекращению войны еще может измениться. По словам источника газеты, в основу лег план, разработанный США, а предложения европейцев были «полезными».

По данным Bloomberg, к позднему вечеру воскресенья план удалось сократить до более компактного списка из ключевых пунктов, которые позволят как можно скорее добиться перемирия. Источник агентства сказал, что вопросы, которые на первом этапе исключили из документа, будут адресованы позднее.

В частности, в последней версии документа больше не упоминается использование замороженных российских активов для процесса восстановления Украины, которым, согласно изначальному плану, должны были заведовать США.

Территориальные вопросы, скорее всего, будут обсуждаться на встрече Владимира Зеленского и Дональда Трампа, сказал Bloomberg замглавы Офиса президента Украины Игорь Брусило.