Вы здесь
Разразившийся скандал бросает тень на всю роль США как посредника в мирном процессе
Попавшие в СМИ подробности переговоров представителей США и России о плане окончания войны в Украине бросили тень на их участников. Однако пока люди, чьи закрытые телефонные переговоры стали достоянием общественности, а также их начальники, комментируют ситуацию сдержанно. Какие последствия несёт эта утечка?
Во вторник Bloomberg опубликовал (доступно по подписке) расшифровки двух телефонных разговоров помощника российского президента по внешней политике Юрия Ушакова.
Первый, утверждает агентство, якобы состоялся 14 октября между Ушаковым и спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом. Уиткофф в этом разговоре советует кремлёвскому визави, как Владимиру Путину показать себя в хорошем свете перед Дональдом Трампом.
Вторая беседа — это, предположительно, разговор Ушакова со спецпредставителем Владимира Путина Кириллом Дмитриевым. Судя по расшифровке Bloomberg, в разговоре Дмитриев убеждал Ушакова, что сможет передать американской стороне некий план мирного соглашения, которое устроит Россию, а США затем представят документ как собственную идею условий прекращения войны в Украине.
Никто из троих не подтвердил прямо подлинность разговоров, но только Дмитриев назвал материал Bloomberg фейком.
Первую реакцию на утечку со стороны Дональда Трампа проще всего описать словами: так, а чего вы все переполошились, все в порядке.
Президент США назвал заявления своего спецпосланника «обычной практикой» и заявил, что в их содержании не видит ничего предосудительного, хоть и признал, что публикацию Bloomberg не читал. Относительно спокойно — с учётом чувствительности ситуации — отреагировала и Москва.
Ушаков подлинность расшифровки не подтвердил, но и не опроверг, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков вовсе призвал «не преувеличивать значение» утечки. «Будет очень большое количество людей, включая США, которые попытаются сорвать тенденции на выход в мирное русло», — сказал Песков.
Публикация Bloomberg — первая утечка разговоров высокопоставленных российских и американских чиновников за все время, что длятся попытки убедить Россию прекратить войну в Украине. И в этой ситуации вышеперечисленные комментарии — достаточно сдержанные.
Действительно, практика закрытых переговоров подразумевает, что их участники могут прибегать к самым разнообразным риторическим приёмам и вообще озвучивать вещи, которые ни за что не произнесли бы вслух, если бы знали, что сказанное станет достоянием общественности. Всё — ради достижения конечной цели переговорного процесса, то есть окончания войны между Россией и Украиной.
Даже то, что, судя по публикациям нескольких крупных изданий, именно предложения Москвы легли в основу опубликованного в СМИ на прошлой неделе американского плана по окончанию войны в Украине — не выглядит беспрецедентным.
Тем более что уже и Трамп назвал этот документ — так и не представленный официально — не планом, а концепцией, которую ещё предстоит редактировать. Он добавил, что план уже сократился до 22 пунктов, не уточнив, что именно изменилось.
Но важность разговора Стива Уиткоффа и Юрия Ушакова, если расшифровка подлинная, — в том, когда именно он происходил и в каком контексте его нужно рассматривать.
Этот разговор состоялся 14 октября, во временной отрезок, который условно можно назвать периодом потепления отношений между Киевом и Вашингтоном, за три дня до встречи Владимира Зеленского с Дональдом Трампом в Белом доме. Зеленский собирался на эту встречу с большими надеждами — в частности, шансы на то, что по её результатам американский лидер одобрит передачу Украине дальнобойных ракет «Томагавк», назывались не нулевыми.
Одновременно в отношениях Москвы с Вашингтоном наступило похолодание, Трамп начал называть Россию «бумажным тигром», который не может выиграть войну в Украине, Путин в ответ ехидно предлагал попробовать победить «бумажного тигра», который противостоит «всему блоку НАТО». Министр иностранных дел Сергей Лавров предрекал «колоссальный ущерб» российско-американским отношениям, если Вашингтон передаст Киеву «Томагавки», и сулил превращение «войны Байдена» в «войну Трампа».
И вот именно в этот момент Уиткофф фактически говорит Ушакову: передай своему боссу, что он должен позвонить моему боссу — причём обязательно до того, как Трамп встретится с Зеленским.
Исходя из того, что, по информации Wall Street Journal, именно разговор с Путиным убедил американского президента не поставлять Киеву «Томагавки», созвон Уиткоффа с Ушаковым можно интерпретировать следующим образом: в нем американский переговорщик подсказывает российскому визави, что именно нужно сделать для того, чтобы позиции украинской стороны в этой трёхсторонней конфигурации стали слабее.
Другими словами, если раньше критики подхода США к переговорам с Россией и Украиной могли только подозревать Уиткоффа в симпатиях к Москве, то эта утечка дала им сильный аргумент в пользу таких обвинений. А учитывая то, что до сих пор Уиткофф был, по сути, главным американским переговорщиком по Украине, его потенциальная предвзятость бросает тень на всю роль США как посредника в мирном процессе.
Что будет дальше
Оценивая последствия этой утечки, можно занять позицию Дональда Трампа и утверждать, что на общий переговорный процесс она никак не повлияет. Мол, Стив Уиткофф в любом случае летит в Москву, Дэн Дрисколл направляется в Киев, все идёт по плану.
Отчасти эту точку зрения поддерживает эксперт киевского аналитического центра «Украинская призма», американист Александр Краёв.
«Ещё лет 35-40 назад Уиткофф не то что должность не сохранил бы — весьма вероятно, что он и свободы лишился бы. Настолько доверительные контакты такого уровня с Россией, которая в доктринах США определена в качестве стратегической угрозы, — это действительно проблема для национальной безопасности США. Но в администрации Трампа это нормально. Это как раз его подход к дипломатии: кулуарно, по личным контактам и связям, с прямым и быстрым результатом. Поэтому, к сожалению, Уиткофф в данном случае, скорее всего, в безопасности», — говорит эксперт Би-би-си.
С другой стороны, не стоит преуменьшать значение этого скандала для американской внутриполитической жизни. Острая критика в адрес Уиткоффа сейчас звучит со стороны представителей обеих партий, и, пишет в фейсбуке политолог Вадим Денисенко, возможно, в этом и состоит главная цель этой утечки — если допустить, что её источником были россияне:
«Россияне хотят сорвать переговоры чужими руками… Они пытаются сыграть в свою любимую игру: посеять информационный хаос и вызвать психоз в американском политикуме».
Правда, эксперт тут же продолжает: утечка только заставит Трампа ускорить мирный процесс, ведь сейчас он как никогда ранее близок к успеху.
В Москве же о «плане мира» говорят осторожнее — Песков уже призывает подождать и не говорить преждевременно о заключении каких-либо соглашений. Чиновники на разные лады подчёркивают, что официально никакого плана не получали — некий документ лишь пришёл по неофициальным каналам, и речь именно о том варианте, который ни Киев, ни европейские союзники не редактировали.
Об изменении «плана из 28 пунктов» стало известно после переговоров США и Украины в Женеве — как сообщалось, в правках были учтены пожелания Киева.
В Москве же это, судя по заявлениям МИДа, принять не готовы: любые уступки Украине Россия рассматривает как отступление от «духа Анкориджа». Результаты августовской встречи Путина и Трампа на Аляске в Кремле трактуют как «понимание» США позиции Москвы.
Визита Уиткоффа и других американских чиновников в Россию на следующей неделе в Кремле ещё ждут, но гарантий, что он состоится — уже нет.
И остаётся открытым вопрос доверия между основными переговорщиками, без чего трудно представить успех мирного процесса.
«Слив разговоров может поставить переговорный трек на временную паузу с возможностью переформатирования состава переговорных команд. Собственно, это уже происходит», — говорит Би-би-си глава киевского Института мировой политики Виктор Шлинчак, имея в виду явное усиление роли в переговорном процессе министра армии США Дэна Дрисколла. Он уже на этой неделе продолжит диалог по поводу мирных планов в Киеве.