Общественно-политический журнал

 

Поменять братву на братию

Что заставляет людей отказаться от светской жизни и радикально поменять ее на монашескую?

Слухи о том, что супруга премьер-министра Людмила Путина готовится стать игуменьей Елеазаровского монастыря в Псковской области, так слухами и остались, но истории известно немало случаев, когда в монастырь уходили заметные в обществе люди.

Известный физик-ядерщик Сергей Тарасевич, сделавший в 1990-е годы серьезную политическую карьеру в Санкт-Петербурге, в 2000-х занял пост главы Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а в 57 лет решил отойти от дел. Максимально далеко – в монастырь. Сказалась и чиновничья нервотрепка и пример родной дочери, которая в 18 лет выбрала монашество… Сам Тарасевич говорит, что это решение было как озарение. И спасение.

Полностью раствориться в монастырской жизни предпочел и известный питерский оперативник, расследовавший самые громкие и сложные коррупционные дела 1990-х годов в Северной столице, Олег Калиниченко. Его местонахождение теперь известно только близким.

– Олег не хочет напоминаний о своей прошлой жизни. Говорит, сейчас от него это все очень далеко, – сказал бывший коллега Калиниченко Андрей Зыков.

Разочарование в поисках земной справедливости привело опера к Богу. Наработавший кучу влиятельных врагов, Олег Калиниченко смог исчезнуть из поля их зрения, только полностью вычеркнув себя из мирской жизни.

«Бегство в монастырь» – иногда это выражение следует понимать буквально. Как в случае с бывшим крупным акционером Колпинского пищевого комбината Валерием Гусевым. Когда шел передел предприятия, один его компаньон был убит, второй серьезно ранен (после чего отказался от своей доли), третий бежал в Испанию. Валерий Гусев не поменял страну, он поменял реальность, выбрав для жизни один из монастырей Новгородской области, где его не могли найти ни киллеры, ни рейдеры, ни арбитражные судьи.

– Мы координат наших монахов не даем. Тем более не разглашаем, кем они были в миру, их настоящие имена и факты из прошлой жизни, – сказали в Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре.

Такая скрытность – это не только религиозная традиция. Какого-нибудь монаха Василия может разыскивать кто угодно – от бывших коллег по воровскому ремеслу до оперативников угрозыска.

Однажды так и случилось. Несколько лет назад на вокзале Петрозаводска был арестован монах, как положено, с бородой и в рясе. Оперативники, которые напали на его след по данным в билете, долго сомневались – фото преступника в милицейской ориентировке уж очень отличалось от образа благообразного старца, который вышагивал по вокзальной площади. Но проверка показала: монах Василий и вор в законе Вася Питерский – одно и то же лицо. Бог его, возможно, и простил, а вот следователи и судья – не забыли. Опера до сих пор уверены, что уголовник просто пытался спрятаться за Божьим законом от законов человеческих.

Перед тем как уйти в монастырь, Вася Питерский написал письмо воровскому сообществу и спросил разрешения (благословления) у крестных отцов перейти под начало отцов духовных.

– Он уже плотно сидел на наркотиках, рано или поздно его все равно «раскороновали» бы, а больше Вася ничего делать не умеет. Сам Питерский рассказывал, что его подобрали монахи, когда ему было плохо от передоза. Видимо, у монахов ему понравилось – тоже закрытое сообщество, со своими четкими правилами и иерархией. И не дотянутся ни бывшие дружки, ни опера, – считает один из следаков, разрабатывавший воров в законе.

Васю Питерского арестовали, несмотря на полную смену приоритетов. Питерский отбыл наказание в знаменитой тюрьме «Кресты», а когда вышел, вновь скрылся под православными крестами. Он уехал в отдаленный монастырь, где, по слухам, наставляет на путь истинный тех, кто к нему обращается. Опыт «разведения» воровских споров пригодился.

В монастырях часто оказываются наркоманы, бывшие зэки, безработные и другие отверженные, которых определяют в богоугодное заведение родственники или они приходят сюда сами. Говорят, у криминального авторитета Васи Питерского есть все задатки, чтобы стать авторитетом духовным.

Монастырские стены всегда считались надежным убежищем. В XXI веке мало что изменилось. Расстреляв двоих мужчин армянской национальности и ограбив их, 27-летний Михаил Есько (фамилия изменена), недолго думая, подался в мужской монастырь. Но новая жизнь показалась скучной и трудной для авантюрного Есько – батюшку слушайся, трудись в поте лица за монастырскую похлебку. Убийца решил бежать на родину, в украинское село, где его и задержали сотрудники милиции. Все это время Есько находился в международном розыске.

– Монастыри часто превращаются в проходной двор, – рассказал бывший трудник (работник при монастыре) Александр. – Они сейчас активно расширяют свои владения – им нужна бесплатная рабочая сила. Да и настоятели – не следователи: как проверить, кто ты – беглый зэк, наркоман или псих? В моем подворье батюшка говорил, что человек, который вошел в рай вместе с Иисусом Христом, был разбойником и даже к нему было проявлено милосердие и снисхождение.

Милиционеры в монастырь со своим уставом не ходят. На это и рассчитывают преступники. Просто не все из них сами выдерживают тяготы монастырского быта, который зачастую не легче армейского или того же тюремного.

– Сегодня мы договорились с администрацией монастыря, чтобы все паломники вставали у нас на учет, – рассказал глава администрации станицы Старочеркасская Ростовской области Михаил Кудинов. – А было время, какой только сброд за монастырскими стенами не прятался!

Именно в Старочеркасском монастыре некоторое время назад нашли киллера, который скрылся здесь после организации взрыва «Мерседеса» ростовского бензинового короля Ацаева.

– Мы, конечно, не знали, что он преступник, – рассказал настоятель монастыря отец Порфирий. – Он показал свои документы и остался у нас жить. А через два месяца его арестовали.