Вы здесь
Протоиерей Михаил Ардов: РПЦ создана Сталиным по образцу КПСС – холуйская прислужница власти.
Один из наиболее последовательных критиков РПЦ, писатель, биограф Анны Ахматовой, проитоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов в интервью «Новым Известиям» критикует руководство РПЦ за тесное слияние со светской властью, но не удивляется ему. Современная РПЦ, утверждает Ардов, была создана Сталиным в 1943 году по образу и подобию КПСС, и с тех пор ни в чем не изменилась.
Михаил Ардов – писатель, мемуарист. Сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской. Брат актера Алексея Баталова. В начале 1960-х окончил журфак МГУ и был профессиональным литератором. Однако уже в конце 60-х отказался от занятий журналистикой и богемных компаний, принял крещение, прошел воцерковление и стал православным священником. В 1980 году рукоположен в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий. Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского Патриархата и перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии. С 1995 клирик административно и канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви.
«Светским» читателям Михаил Ардов известен афористичными сборниками-мемуарами об Анне Ахматовой, жившей в доме Ардовых на Ордынке и о многих других деятелях того времени – Пастернаке, Льве Гумилеве, Юрии Олеше, Корнее Чуковском, Арсении Тарковском, Иосифе Бродском... Среди его книг – «Легендарная Ордынка» (совместно с Борисом Ардовым и Алексеем Баталовым), «Вокруг Ордынки», «Все к лучшему».
В последние годы Михаил Ардов стал известен последовательной критикой РПЦ: не только в интервью, но и в публичных дискуссиях с диаконом Андреем Кураевым, протоиереем Всеволодом Чаплиным и другими «идеологами Московского Патриархата». Один из его главных тезисов – РПЦ в ее современно виде создана искусственно, по образу и подобию КПСС, которая, в свою очередь, являлась «сатанинской пародией на церковь».
«Марксизм-ленинизм – это чудовищная лжерелигия, а КПСС была сатанинской пародией на церковь. Вместо церковных соборов – съезды, вместо еретиков – враги народа, такие как Троцкий. Были свои мученики за веру – Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов. Православную церковь Сталин в 1943 году решил использовать для своих целей. В Кремль вызвали трех митрополитов, которым разрешили открыть семинарии и издавать журнал под надзором министерства госбезопасности. И дальше Московская патриархия стала формироваться по образу и подобию компартии. Принятый тогда устав с незначительными изменениями действует до сих пор. Вся церковная собственность принадлежит Синоду. Синод – это митрополит-бюро, а патриарх – генеральный секретарь», – говорит Ардов. Как считает проитоиерей РПАЦ, «последний легитимный собор Российской православной церкви (в «Русскую» ее переименовал Сталин, чтобы потеснить Русскую зарубежную церковь) принял в 1918 году совершенно другой устав. А все, что было после 1943 года – незаконно».
«Церковь восхваляла Сталина, называла его «богоданным вождем». Холуйское поздравление к его 70-летию подписали все епископы Московской патриархии. Все последующие годы церковь прислуживала большевистскому режиму. Или недавно они отпраздновали 60-летие международного отдела, которым руководил в том числе Кирилл до того, как стал патриархом. И опять у них – как все было прекрасно! А на самом деле они были подразделением внешней разведки и вербовали иностранных священнослужителей, а также распространяли наглую ложь о свободе религии в Советском Союзе».
При таком происхождении, считает Ардов, вполне объяснимо нынешнее тесное слияние РПЦ с властью светской: «Патриархия взяла на себя функции идеологического отдела партии «Единая Россия». Так как православие тесно связано со славными страницами российской истории, политтехнологам это выгодно. Хотя когда стоят господа в храме Христа Спасителя и держат свечки как стаканы на фуршете, это лучший вид антирелигиозной пропаганды. И когда начнут преподавать православную культуру в школе, это вызовет отторжение, потому что будет навязываться».
«Предпоследний председатель Совета по делам религии при Совете министров СССР Константин Харчев в постсоветские времена рассказывал, что в советское время боролись с церковью, назначая на многие важные должности в РПЦ растленных и аморальных людей. А теперь мы ждем, что эти люди сделают духовное возрождение страны», – замечает Ардов.
Отметим, что о целенаправленном назначении советскими «кураторами» на церковные посты «растленных и аморальных людей», Ардов заявлял не раз. Разве что ранее – в более мягких выражениях. Например, в дискуссии с диаконом Андреем Кураевым, организованной журналом New Times, Ардов говорил: «В 50-х годах по указке КГБ во всех учебных заведениях Московской патриархии было приказано не принимать мальчиков с четверками и пятерками в аттестатах – только троечников. И вот большинство епископата нашей патриархийной Церкви и есть вот эти самые троечники. Но были, конечно, исключения, как Кирилл. Кирилл очень богат, достаточно умен, но тем не менее с властями всегда ладит. Я даже придумал для него и таких прочих богачей специальное слово – «олигархиереи». Вот он главный «олигархиерей».
По поводу тесной «лизости к власти» (термин придуман газетой «Коммерсант») Ардов выразился афористически: «Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено. Мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей – придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви – нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти».
Относительно того, что «миллионы не придут» к религии, Ардов отмечает, что собственно верующих людей в России не более 2-3% (в других интервью протоиерей говорит о 5%). «Это те, кто регулярно ходят в храмы, исповедуются и причащаются. Но поскольку у нас считают православными всех, кто в детстве крещен, то церковные пропагандисты говорят про 80%. На Западе – то же самое, там ходят в храмы те же два-три процента. Мы живем в постхристианские времена», – констатирует Ардов.
«На Пасху в Москве в православные храмы приходит максимум 200 тысяч человек, а тот, кто на Пасху не пошел в храм, уж точно не православный. Во всем мире так... Поэтому надо смотреть реально. Но, к сожалению, политики очень хотят для своего имиджа использовать православную церковь, что мы и видим с 90-х годов. И вот эти холуйские речи – это позор. Мне все время люди говорят: как же это можно?! Что ж он говорит «ваше высокопревосходительство»?! Я отвечаю, что патриархия – прислужница властей. И недаром другой патриарх – Денисенко (предстоятель УПЦ КП) довольно остроумно сказал: РПЦ МП – это Русская православная церковь Медведева-Путина».
Михаил Ардов отмечает во многих публичных выступлениях, что церковь, чтобы привлечь людей, должна избегать «холуйства»: «Например, поддержать протесты водителей во Владивостоке; потребовать от правительства, чтобы они продавали бензин своему населению по реальным ценам, а не так, как сейчас они продают... Речь о том, что Церковь должна заступаться за людей, защищать...».