Вы здесь
О ценностях предстоятеля РПЦ
Хотя семья Юрия Шевченко в прошлую пятницу уплатила патриаршей сожительнице почти двадцать миллионов по ее иску, сочтя это меньшей жертвой, чем вероятный отъем дорогой недвижимости и возможные препятствия для лечения тяжело больного экс-министра за рубежом, история с нехорошей квартирой и прочими обстоятельствами патриаршего обогащения по-прежнему волнует публику.
Особенно популярен сюжет с патриаршими часами Breguet, заставляющий многих с веселым недоумением наблюдать за все новыми "объяснениями" со стороны РПЦ. Сторонники Московской патриархии на прошлой неделе ввели в оборот новый аргумент: мол, что вы прицепились к патриарху - посмотрите, сколько стоят часы у папы римского. В данном случае интересна даже не подмена понятий – в конце концов, дело не в разнице масштабов (у папы за миллиард формальных последователей, за патриархом хорошо если сотня миллионов наберется), и не в том, что папа живет в зажиточной Европе, и не в том, что патриархия строит свое конфессиональное позиционирование именно на противопоставлении бедного, но зато духовного православия "безблагодатной" католической внешней роскоши и мощи. С точки зрения общественной важно даже не то, какова реальная стоимость часов на руке у патриарха (хотя небогатое население стран, в которых он выступает с призывами отказаться от роскоши, это раздражает), а то, что Московская патриархия и сам патриарх Кирилл систематически лгали.
Первоначальный аргумент предстоятеля РПЦ в пересказе Владимира Соловьева - мол, фото с часами - коллаж, но я не стал это опровергать, поскольку потом нашел такие же часы в нераскрытой коробочке, - был немедленно опровергнут автором репортажа и блогерами, нашедшими фото Кирилла с часами на запястье до поездки в Киев на сайте патриархии. Его сменила бессмысленная (блогеры, конечно, сохранили копии картинок) редактура фото, оставившая отражение часов на поверхности стола. Когда оплошность с не полностью стертыми часами стала достоянием всего интернет-сообщества и СМИ, патриархия выпустила пресс-релиз по поводу ошибки редактора сайта, якобы самовольно занявшегося исправлением реальности. При этом одно из отредактированных фото было восстановлено в первоначальном виде, а другое - нет. О том, что восстановление фото на сайте означает признание того, что патриарх Кирилл в интервью Соловьеву явно лгал, похоже, никто уже не вспоминает. Между тем в "бездуховных", по терминологии патриархии, европейских странах именно это – ложь, а не какие-то мелкие проступки или неэтичное поведение – основная причина отставок ведущих политиков и других влиятельных фигур.
Но хотя история с часами крайне занимательна (например, до сих пор неизвестно, кто и за что делает патриарху подарки ценой в 30 тысяч евро), вскрывшаяся фактура вокруг патриаршей квартиры заставляет задавать главе Русской православной церкви еще более интересные вопросы.
В попытке узнать, "кто в домике живет", блогеры раскопали факт существования фонда "Православная гуманитарная инициатива", который соучредили патриарх, его "троюродная сестра" Лидия Михайловна Леонова и "некая Соломатина". Дальнейший поиск показал, что зарегистрированный по адресу Москва, Мичуринский проспект, д.8/29, гостиница "Университетская" и созданный в октябре 2002 года "благотворительный фонд "Православная гуманитарная инициатива" занимается единственным видом деятельности – "финансовым посредничеством". Отрасль, в которой работает компания, - "биржевые операции с фондовыми ценностями". И возглавляет ее Елена Михайловна Холодова. Связь между фондом и нынешним патриархом подтверждается едва ли не единственным упоминанием о его работе в сфере церковного образования: в 2006 году фонд профинансировал выпуск учебника "История православной культуры земли Смоленской" - "при поддержке митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла".
Здесь уместно вспомнить, что гостиница "Университетская", переданная Московской патриархией в состав автономной некоммерческой организации "Паломнический центр", возможно, переписана лично на патриарха, а также о том, что, по данным получающего инсайдерскую информацию из недр Московской патриархии Сергея Бычкова, девичья фамилия Лидии Леоновой – Холодова. Отчества у Елены и Лидии совпадают. Отсюда возникает вопрос: не является ли Елена Михайловна Холодова, занимающаяся "финансовым посредничеством", той самой второй "троюродной сестрой" патриарха, которая, по утверждению Владимира Соловьева, прописана в нехорошей квартире в Доме на набережной и имя которой в патриархии упоминать избегают? И какими конкретно операциями с биржевыми ценностями занимается компания, которую она возглавляет? И кому принадлежат эти ценности? Как распределяется прибыль этой компании? Нет ли тут часом вывода средств из АНО "Паломнический центр"? Например, через ООО СК "Цюрих" (дочернюю фирму всемирно известной финансовой группы Zurich Financial Services), выступающее финансовым гарантом деятельности АНО? (Кстати, а почему, когда пишут про финансовые дела патриарха, постоянно утыкаются в структуры и организации, связанные с этой славной страной?) Присутствует ли еще в качестве генерального директора АНО Сергей Юрьевич Житенев, так славно заявивший о себе в 1990-е годы на посту заместителя председателя Национального фонда спорта (который тоже ввозил сигареты и алкоголь на сотни миллионов долларов и у которого так много сотрудников, включая председателя, погибли от рук неизвестных киллеров)?
Часть вопросов недоумевающей публики, которая в очередной раз обнаружила, что патриарх Московский и всея Руси не совсем тот человек, за которого он себя выдает, была бы снята, если бы патриарх, по примеру хотя бы одного из своих старших соратников – митрополита Минского Филарета (Вахромеева), опубликовал свою развернутую биографию. В ней можно было бы умолчать о связях с КГБ, алкогольно-табачных приключениях, горных лыжах в Швейцарии и других этапах большого пути, но более или менее подробно рассказать про родных. Поскольку все то, что общественность знает про происхождение и первые сорок лет жизни патриарха, – нехитрый муляж, в котором нет места не то что троюродным сестрам, но и гораздо более близким родственникам. Достаточно сказать, что ни в одном из интервью, которые патриарх и его сестра, казалось бы, щедро давали после его избрания, ни разу не упоминается никто из их родственников по материнской линии. Даже девичья фамилии его матери – Кучина - называлась всего пару раз и отсутствует в официальной биографии патриарха на сайте патриархии. Почему? На это у меня нет ответа.
Отцовская линия вроде бы полно представлена рассказами о дедушке - церковном активисте, отсидевшем за свои убеждения в сталинских лагерях. Минуя интересные только историкам сюжеты о том, как антисергиански настроенный дедушка относился к своему пошедшему в священники к сергианам сыну, мы приходим к более актуальной теме. У того дедушки, кроме отца патриарха, было еще семь детей (включая одного приемного). Что случилось с ними? Вопрос этот не относится к седому прошлому или к "частной жизни" патриарха (которая, кстати, кончилась четверть века назад, после того как он стал одним из руководителей церкви). Первые лица страны (да-да, те самые, кому якобы положена государственная охрана) должны показывать, кто состоит с ними в родстве, чем занимаются их дети, братья-сестры, племянники и племянницы, чтобы они неожиданно не оказывались на сомнительных с этической точки зрения местах или не начинали распоряжаться невесть как оказавшимся в их руках огромным имуществом. Правда все равно рано или поздно всплывет, и тогда будет больно и обидно, и станет казаться, что весь мир ополчился на лапушку в бронированном лимузине.