Общественно-политический журнал

 

Визит Путина в Израиль и его речь перед Форумом памяти Катастрофы – возможность спросить его о судьбе Валленберга

В этом месяце исполнится 75 лет со дня исчезновения шведского дипломата Рауля Валленберга и дня освобождения Освенцима.

75 лет спустя барабаны зла и равнодушия все еще грохочут в то время, как международная общественность по большей части взирает со стороны на всевозможные зверства и беззаконие.

Поэтому было бы самым подходящим сделать 17 января, день исчезновения Валленберга в советском ГУЛАГе в 1945 году, международным днем памяти этого человека, признанного почетным гражданином Израиля, Канады, Австралии и США. Валленберг был факелом во мраке Катастрофы и остался им по сей день.

До того, как он прибыл в шведское консульство в Будапеште в середине июля 1944 года, 440 тысяч венгерских евреев отправили в Освенцим в течение десяти недель. Самое массовое, самое быстрое и самое эффективное убийство за всю историю Катастрофы. Тем не менее, Валленберг сумел спасти больше 100 тысяч евреев в течение последних шести месяцев 1944 года, и доказал всем, что один человек, полный сострадания, заботы и смелости, оказался в состоянии противостоять злу, победить его и изменить историю.

Я был свидетелем объявления подвига Валленберга в Стокгольме в 2012 году, в день столетия со дня его рождения, отмеченного международной выставкой под девизом из его собственных слов – «Для меня не было иной возможности». В этих словах отразился его уникальный героизм и преданность делу спасения.

В Израиле, Канаде и США тоже отметили дату столетия со дня рождения шведского героя-нееврея, чей подвиг выразил во всей полноте талмудический диктум: «Каждый спасающий одну душу в Израиле – спасает целый мир».

Исчезнувший герой Катастрофы, которого ООН признала «величайшим гуманистом XX века», доказал нам, что один в поле воин, что один прямодушный человек может добиться перемен.

Изменив историю и спасая «целый мир», Рауль Валленберг своей невероятной смелостью заложил принципиальные основы прав человека и гуманитарного закона нашего времени. Он сделал это несколькими способами:

1.Распределением дипломатических паспортов, дававших их обладателям статус неприкосновенности, и созданием безопасных укрытий в арендованных квартирах, которые стали для их обитателей дипломатическим убежищем, Валленберг сумел спасти 50 тысяч евреев. Его героизм упрочил принцип дипломатического иммунитета, сделав его основополагающим и общепризнанным в международном праве. Он демонстрирует способность дипломатии спасать жизнь.

2. Своей исключительной защитой, оказанной гражданам в эпицентре кошмара Катастрофы, Валленберг продемонстрировал самое лучшее в законе, который признан сегодня под названием "международного гуманитарного закона".

3. В устройстве больниц, сиротских приютов и общественных столовых, которые считаются краеугольным камнем международной гуманитарной помощи, даруя женщинам, детям, старикам и больным немного чести среди окружающего кошмара, Валленберг стал символом того, что сегодня мы называем "междунарожным гуманитарным вмешательством".

4. Спасением евреев от депортации и верной смерти Валленберг символизирует доктрину, которые сегодня мы называем "ответственностью за обеспечение защиты".

5. Последний акт спасения, предпринятый Валленбергом, стал самым известным. Когда нацисты подошли к Будапешту, угрожая взорвать гетто и уничтожить всех оставшихся там евреев, Валленберг заявил немецким генералам, что они понесут ответственность, будут отданы под суд – а то и казнены – за военные преступления и преступления против человечности. Генералы отменили атаку, и 70 тысяч евреев остались в живых – благодаря смелости одного человека, готового противостоять сущему злу. Предупредив нацистов об ответственности, Валленберг стал первопроходцем, заложив основы Нюрнбергского трибунала и того, что мы знаем сегодня, как Международный уголовный суд.

Подвиг Валленберга воплотил и символизировал универсальные уроки Катастрофы – а именно, учреждение Международного дня Катастрофы: опасность ее забытья – обязанность ее помнить; опасность, исходящая от государств, насаждающих культуру ненависти и подстрекательства – обязанность их предотвращения; опасность равнодушия и бездействия – обязанность действовать; опасность не- наказания – обязанность отдать под суд военных преступников; опасность массовых злодеяний – обязанность от них уберечь;  опасность расизма и антисемитизма в результате взрыва древнейшей ненависти – личная и общественная ответственность, лежащая на всех нас и требующая восстать против них.

И несмотря на все это, Валленберг, который спас так много людей, не получил спасения от тех, кто мог это сделать. Вместо того, чтобы восславить его и видеть в нем настоящего освободителя,  русские, которые вошли в Венгрию 17 января 1945 года, освободив ее от нацистов – арестовали Валленберга. Он исчез в ГУЛАГе.

Сначала советские власти утверждали, что он умер от инфаркта в июле 1947 года. Потом они изменили версию и заявили, что, на самом деле, в июле 1947 года он был расстрелян.

Но эти противоречивые утверждения были опровергнуты после нескольких расследований, включая международное расследование в 90-х годах – о судьбе и местонахождении Рауля Валленберга. Я возглавлял это расследование, и вместе со мной в комиссию входили брат Валленберга, профессор Ги фон Дардел, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель и бывший генеральный прокурор Израиля (и главный обвинитель на процессе Эйхмана) Гидеон Хаузнер.

В 1985 года федеральный суд США представил неопровержимые доказательства, что в 1947 году Валленберг был еще жив. В дополнение к этому было представлено «убедительное» доказательство, что он был жив в 60-х годах, и «достоверное» доказательство, по которому он был жив в 80-х годах. Тем не менее, судьба Рауля Валленберга до сих пор покрыта туманом и плотной завесой таинственности.

Важно, чтобы международная общественность воздала по заслугам Раулю Валленбергу, вернув ему ту справедливость, которой его лишили на много лет, и раскрыла тайны истории.

Визит президента России Владимира Путина в Израиль и его речь перед Форумом памяти Катастрофы 23 января – достойная возможность для этого. Россия должна открыть свои архивы и раскрыть всему миру правду об исчезновении героя человечества, ставшего воплощением моральной храбрости и решимости.

С нашей точки зрения, другой возможности нет.

Ирвин Котлер

Комментарии

Борис Бен Менахем (не проверено) on 21 января, 2020 - 13:36

 Обращаться к Путину с просьбой, обосновывая её гуманитарными аспектами, не имеет смысла. Он многого потребует взамен.

 В подобных случаях необходимо изыскивать методы принуждения его действовать по правилам общепринятой морали - это очень сложно! Нужны консолидированные усилия мировых политиков.