Вы здесь
Андрей Зубов: "Мы стоим на развилке дорог"
Из интервью историка Андрея Зубова
Будущее России амбивалентно и зависит от того, как повернется сердце людей, какова будет воля народа, потому что перед Россией открыты два пути и, может быть, впервые они так ясно обозначились с конца коммунистического режима 25 лет назад.
Дело в том, что подавляющее большинство россиян не замечали, что эти двадцать пять лет после конца советского режима они прожили в общем-то ни в какой стране. В стране, которая не разорвала с советским прошлым, в отличие от той же Литвы и всех освободившихся от коммунизма стран Центральной Европы. В стране правит та же советская элита, в ней перераспределяется собственность, которая захвачена после революции 1917 года большевицкой властью, и у власти нынешней даже в мыслях нет вернуть ее потомкам прежних владельцев, даже хотя бы часть ее. В России не проведена люстрация и люди, которые были генералами и полковниками КГБ, секретарями обкомов КПСС и ВЛКСМ управляют страной и занимают высокие и почетные посты во всех областях жизни.
Это все осознано не было. Люди жили и не тужили, поскольку высоки были цены на нефть и двухтысячные годы оказались жирными годами для России. Тогда очень многим было просто хорошо, и никто не хотел ничего слушать. Я уже лет двадцать назад предупреждал о том, что такой путь закончится крахом или катастрофой, потому что нельзя без искоренения оснований тоталитарного режима надеяться на то, что он не вернется. Но люди этого не понимали, им было хорошо, они жили одним днем и их тоже можно понять. В конце концов, после всех десятилетий советской диктатуры, нищей и морально тягостной жизни свобода зарабатывания денег, получения информации, поездок заграницу, свобода слова — все это, конечно, пленяло. Это можно понять, но, тем не менее это был очень близорукий подход. И, собственно, 2014 год оказался моментом истины, поскольку то, что не было сделано в 1991-93 годах, вернулось.
Мы видим возвратившееся советское, но не в коммунистическом обличии, а в обличии корпоративного государства фашистского типа. Я подчеркиваю, не нацистского, а фашистского потому что у нас нет расовой политики. Но при этом государства авторитарного со склонностям к тоталитаризму. И есть два выхода, именно поэтому я не так пессимистичен. Теперь все обнажилось, все стало ясно и сами люди должны решить, чего они хотят: им нравится авторитарное государство, которое их кормит какими-то сладкими снами о возрожденной империи (которая на самом деле никогда не возродится и не возрождается и возродиться не может, как не может возродиться Испанская империя, Австрийская или Британская) или же они хотят строить нормальное, конвенциальное, европейское, демократическое, рыночное государство для чего есть все возможности. Иными словами сейчас — момент выбора и от того, какой выбор сделает народ, все и зависит.
Получается так, что несмотря на наличие критически настроенной части россиян опросы общественного мнения все равно показывают, что они большей частью поддерживают нынешнюю власть и ее политику. Это ведь нельзя объяснить только воздействием пропаганды. В чем суть этой поддержки?
— Здесь есть несколько моментов. Во-первых, цифры не учитывают и не могут учитывать (это вне социологии) одного фактора — человеческого страха. Наше современное общество пронизано страхом. Причем страх не связан с тем, что сейчас творятся невероятные ужасы (они, в общем, масштабно не творятся), а с тем, что возрождается советское, возрождается память о том, что было в советское время. Люди вспоминают ужас того, что было, и что, по их подсознательному ощущению может вновь произойти каждый момент. Вспоминают кожей. Во-первых, страх революции находится глубоко в душе у русских людей, ужас произошедшего в 1917-1920-х гг., и второе — это ужас советских репрессий. Этого все боятся. Поэтому, когда задают вопрос «доверяете ли вы Путину» или «за кого бы вы голосовали на выборах» люди думают: а кто этот человек, который меня спрашивает? Он действительно сотрудник «Левада-центра» или по совместительству сотрудник ФСБ? И что мне стоит сказать, что я буду голосовать за Путина, не все ли равно, зато от меня все отвяжутся и будет спокойно! А так — выгонят с работы или, не дай Бог, что еще произойдет. Поэтому ответы сейчас искажены страхом. И сейчас реальное отношение россиян к власти совсем другое, чем было в сентябре прошлого года, потому что люди на себе испытали экономический удар, когда падает наша валюта, когда растут цены и исчезают товары они не могут также радостно поддерживать Путина. Это совершенно очевидно.
С другой стороны, нужно помнить еще об одном долговременном факторе. Все эти 25 лет после конца советской власти люди в России жили в состоянии некоторой потерянности, особенно в 1990-е годы. Была дарована свобода, ее люди обрели, но не обрели никаких экономических возможностей. Я напомню, что в советское время люди не имели своих источников существования, все жили на зарплату. Но после конца коммунистического режима в Центральной Европе, Прибалтике была проведена очень серьезная программа по восстановлению собственнических прав. Это был сложный процесс, связанный отчасти с реституцией собственности, с серьезной ваучерной приватизацией. В результате многие люди почувствовали себя собственниками, стали ими, а пролетаризированное советское общество закончилось в этих странах. В России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане оно не закончилась. Как все было при советской власти, так и осталось — очень немногие владеют всем, а подавляющее большинство граждан — ничем. Поэтому люди не почувствовали, что новая свобода им что-то дала.
Свобода сама по себе ценна для интеллектуалов. Для простых людей важны экономические результаты, а их не было. Отчасти они проявились в путинское время, во многом благодаря нефтяной ренте, но серьезной экономической базы нет. Поэтому люди поддерживают путинский режим, поскольку помнят, что в отличие от ельцинского времени, при Путине им жилось неплохо, хотя они не понимают источника этой неплохой жизни. Это не результат открытия для них возможностей собственного труда, собственности, которая бы работала, а только то, что с ними немножко стали делиться нефтяной рентой. Поэтому популярность Путина велика. Боятся что кто-нибудь, такой как Борис Ельцин, не будет делиться, но теперь уже и Путин не будет делиться, потому что нечем делиться. Отсюда — грядущее разочарование в Путине и в его политике. И сейчас очень важно объяснить русским людям, почему их надежды на Путина были совершенно неосновательны.
Вы упомянули о страхе революции. В соседней с Россией стране, Украине, произошла революция. Как это сказалось россиянах в плане страха, о котором вы говорите?
Революция, которая случилась на Украине, очень близкой во всех отношениях к России страны, весьма напоминает революцию Арабской весны, когда происходящее в Тунисе было хорошо понятно жителям Ливии, Египта и Сирии. В этом смысле на Россию Революция Достоинства на Украине могла воздействовать по-разному. Ситуация в России была очень похожа на украинскую в политико-экономическом плане — небольшая группа людей присваивает себе все богатства страны, нищета большинства и т. д. (хотя в России из-за нефти ситуация была немного помягче). Русские люди могли воспринять украинскую революцию как положительный факт, но режим Путина сделал все, чтобы пошло в противоположном направлении: чтобы возродился страх революции как таковой, безотносительно к тому, направлена эта революция на положительные цели или на отрицательные. Т.е. сам факт смуты — ужасен. Я считаю, что путинские СМИ добились огромного успеха. Сейчас подавляющее большинство россиян воспринимает Майдан, эту революцию достоинства на Украине, с отрицательным знаком. Образ украинской революции как великой беды, за которой последовала и потеря Крыма, и война на юго-востоке Украины — все это глубоко вошло в сознание большинства русских людей. Здесь безусловен успех путинской пропаганды.
Эксперты разного рода пророчат закат нынешней российской системы. Тем не менее, власть так не считает. На чем, по вашему мнению, она основывается в своей уверенности и в своей правоте?
Считает или не считает власть, я не знаю. Мне кажется, что после того, что произошло начиная с осени 2014 года, когда стало ясно, что проект по расчленению Украины и смене режима Петра Порошенко потерпел поражение, российская власть находится в состоянии близком к отчаянию. А когда начались экономические неурядицы, то это отчаяние переросло в ужас. Я думаю, что сейчас (мне трудно сказать, я, слава Богу, не бываю на заседаниях в Кремле) никакого оптимизма и спокойствия у российской власти нет. Она понимает, что все с невероятной скоростью катится к социальной катастрофе, а, учитывая что у власти стоят офицеры КГБ, которых в советское время учили историческому материализму (согласно которому мир меняется революциями) они сейчас с ужасом ждут эту революцию. Более того, революция менее вероятна, чем они об этом думают. Они сейчас стоят перед альтернативой — или отказаться от имперской политики на Украине и тем восстановить отношения с Западом, или продолжать имперскую политику и тем самым приближать социальную катастрофу и грядущий за ней «русский бунт», сами знаете, какой.
Чтобы начать исправлять положение в экономике надо снять режим санкций, а для этого следует пожертвовать лидерами, тем же Путиным, потому что с ним серьезного разговора Запад вести после всего им сделанного не будет. Но только в этом случае, при снятии санкций, начнется экономическая стабилизация России и возможности для социальной революции уменьшатся. Но снять санкции можно только, если прекратить войну на Украине, отдать Крым — на это власть пойти не может, потому что тогда все правые имперские силы, разбуженные в народе, будут против нее. Не из любви же к Путину или Сергею Иванову их поддерживают, а из-за того, что они явили образ воссоздателей империи, а если они от этого откажутся, то потеряют все, как потерял Ельцин, когда сделал ставку на олигархов и его рейтинг упал с 80% до 3%. Все это уже было. Так что они находятся в такой ситуации: или дальше проводить империалистическую политику, но тогда будет социальный взрыв, или отходить от этой политики и договариваться с Западом, но тогда ожидает политический взрыв в рядах националистов, которые только и ждут того, чтобы свергнуть эту власть и установить свою, гораздо более националистическую, но при этом еще более бесперспективную.
Комментарии
Не никакой развилки у России
Не никакой развилки у России
Будет десятилетнее загнивание в бурными эксцессами. Путин выиграет выборы 2008 года, но потом все таки вынужден будет уйти стреском, опять появится типа промежуточная фигура типа Горбачева, которая не будет знать, что делать, да и сделать ничего будет невозможно, потом опять будет очередной крах, а потом медленное десятилетнее выползание из полной задницы, потом поживем неплохо десяток лет, ( кто доживет), потом придут Китайцы в 2042 году
как вы далеки от реальности...
Уважаемый, не только света, что в окошке... Вы так далеки от истинного понимания процессов современной вам истории в частности Н А Украине и Н А России... Блажен кто верует, тепло ему на свете... Живите своими иллюзиями и не обижайтесь, когда Темза будет у вас дома (анекдот).