Общественно-политический журнал

 

Зачем Путину Греция

В Москву приехал один из самых одиозных европейских политиков – глава троцкистско-маоистско-экологического правительства Греции Алексис Ципрас. За последнее время греческий лидер успел пригрозить выйти из зоны евро и призвать к снятию санкций с России. Премьер-министр станет одним из немногих лидеров ЕС, которые решились посетить Москву и встретиться с Владимиром Путиным, несмотря на натянутые отношения Кремля и Запада.

Кого мы кормим бесплатно?

Во времена СССР была особая когорта «коммунистических друзей», которые вполне успешно жили за счет советской помощи. Реципиентами такой помощи выступали не только государства с дружественными режимами типа Кубы, но и частные компании. К примеру, решением Секретариата ЦК КПСС от 26 августа 1980 года «было предписано разработать и осуществить меры по расширению торгово-экономических связей с фирмами французских друзей». Некая фирма «Магра ГмбХ», принадлежавшая Французской компартии и занимавшаяся поставками советских подшипников в ФРГ, задолжала СССР 2,8 млн рублей. В итоге советское правительство так и не получило эти деньги, так как «принудительное взыскание задолженности привело бы к банкротству фирмы». «Многие фирмы, контролируемые компартиями, экономически слабые, с ограниченными связями и возможностями торговли, есть даже убыточные. Фирмы лишь некоторых братских партий – французские, греческие, кипрские, португальские – в состоянии с ощутимой для них выгодой развивать сотрудничество с советскими внешнеторговыми организациями», – говорится в выписке из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС от 30 ноября 1987 года.

На роль таких друзей для современной России не так много претендентов. Их список до самой смерти возглавлял лидер Венесуэлы Уго Чавес, успешно закупавший российское вооружение в обмен на невозвратные кредиты. После его смерти во главе списка «друзей России» ожидаемо встал Александр Лукашенко, внезапно оказавшийся основным бенефициаром охлаждения отношений между Москвой и Евросоюзом. Именно Минск стал центром для переговоров по украинскому кризису, а белорусские компании, как показывают данные Федеральной таможенной службы, успешно наживаются на продовольственном эмбарго, введенном Россией против ЕС.

Однако Москве также нужен друг непосредственно в самом Евросоюзе, и идеальным претендентом на эту роль является греческий премьер Алексис Ципрас. За два дня визита он решил поговорить буквально со всеми главными ньюсмейкерами страны, включая Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Сергея Нарышкина и даже патриарха Кирилла.

На что живет Греция?

На сегодняшний день Греция оказалась едва ли не в самой необычной экономической ситуации: страна имеет гигантские долги, которые при этом надежно защищены несгибаемостью интеграционных европейских институтов. Совокупный греческий долг составляет 175% ВВП, или более 320 млрд евро, что является абсолютным рекордом в Европе, а последний раз сбалансированный бюджет в стране принимался еще во времена «черных полковников» в 1972 году.

С момента обретения независимости в 1830-х годах Греция была практически всегда в состоянии дефолта. «Начиная с 1940-х страна являлась постоянным реципиентом иностранной помощи. Сначала это был план Маршалла, потом дотации США на покупку вооружений, наконец, массовые денежные вливания ЕС. Все это воспитало в Греции политическую и экономическую культуру зависимости», – говорится в докладе Oxford Analytica «Greece: Austerity Package Fails To Convince».

С тех пор ситуация изменилась мало. Визит греческого премьера пройдет за день до того, как Греция должна выплатить 460 млн евро Международному валютному фонду, еще 770 млн евро должны быть перечислены 12 мая. Ради получения очередного кредитного транша и предотвращения дефолта правительство Греции представило Еврокомиссии план новых реформ. Как следует из 26-страничного документа, который оказался в распоряжении Financial Times, решения предполагают повышение уровня сбора НДС, проведение борьбы с уклонением от уплаты налогов, а также приватизацию госимущества. Таким образом, основная цель всего пакета мер – заставить наконец греков платить налоги.

Даже при вступлении в зону евро греческая экономика не соответствовала ни одному критерию: госдолг превышал 60% ВВП, а дефицит бюджета традиционно был выше пограничных 3% ВВП в два раза, в среднем – 6% ВВП в год. Позднее выяснилось, что часть статистических данных была подтасована. Такие масштабные манипуляции с основными экономическими показателями в свое время умел проводить только СССР. Примечательно, что сразу после вступления страны в еврозону ее десятилетние облигации имели доходность 5,36% годовых, а такие же облигации Германии торговались с доходностью 4,85%. Иными словами, инвесторы уже заранее закладывали в свои планы определенный риск при инвестициях в греческую экономику.

На сегодняшний день в рейтинге Doing Business даже после кризисных реформ греческая экономика занимает 61-е место из 189, между Тунисом и Россией, а по такому показателю, как «Исполнение контрактов по решению суда», страна находится на 155-м месте. В среднем на рассмотрение дел в греческом суде понадобится 1500 дней.

Тяжелое положение греческой экономики усугубилось в 2008 году, когда страна вошла в глубокую рецессию: за семь лет ее ВВП сократился на 25%, а безработица выросла с 7,6% до 25,8%.

Кто правит Грецией?

На таком неблагоприятном фоне в январе 2015 года на парламентских выборах в стране победила коалиция «Сириза», в которую входят партии марксистской, маоистской, троцкистской, феминистской и экологической направленности. Лидер этой коалиции, новый греческий премьер и поклонник Че Гевары Алексис Ципрас сразу заявил о планах добиться дополнительного списания внешнего долга, пригрозил возможностью дефолта и даже выходом из еврозоны.

У греческого лидера были на то основания. Традиционно экономика страны на резкий кризис может ответить изменением своей валютно-денежной политики. Самым популярным решением является девальвация национальной валюты: именно такой сценарий в 2014 году реализовали российские власти, а вслед за Россией сейчас запустили Украина и Азербайджан. Греческие власти лишены такой возможности: они не управляют своей валютой, так как находятся в зоне евро. С одной стороны, это накладывает на них большие ограничения: они не могут девальвировать валюту или объявить дефолт в одностороннем порядке по государственным долгам, а с другой стороны, их надежно защищает от негативных сценариев уверенность в том, что Евросоюз «своих не бросит».

По сути, греки находятся за уникальным европейским файерволом. Зная все эти особенности, другие европейские лидеры греческого премьера и в целом греческих политиков не жалуют. К примеру, Тоомас Хендрик Ильвес, президент Эстонии, ранее выделившей финансовую помощь Греции в рамках общего транша ЕС, назвал Ципраса одним из «полезных идиотов» Владимира Путина. А собеседники агентства Bloomberg в окружении канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда заявили, что относятся к переговорам греческого лидера в Москве скорее «как к политическому театру, нежели как к важному с геополитической точки зрения событию».

Что могут предложить греки?

Приезд греческого премьера был широко прорекламирован чиновниками более низкого уровня. Так, замглавы Минобороны Греции, сопредседатель двусторонней правительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству Костас Исихос сделал громкое заявление о качественно новом этапе в отношениях России и Греции. «Цель же нашего правительства – предотвратить дальнейшее углубление конфликта, добиться начала новой весны в отношениях между ЕС и Россией», – цитировали греческого чиновника все мировые агентства. По его словам, речь идет о весне на всех уровнях: «геополитическом, политическом, энергетическом, экономическом, торговом, туристическом».

Другие представители греческого кабинета министров были более конкретны. За неделю до визита греческого премьера в Москве с визитом побывал глава Минэнерго Греции Панайотис Лафазанис, который просил о скидке на газ с 2016 года и ослаблении условий take-or-pay. Накануне сам Алексис Ципрас в интервью для ТАСС заявил, что его страна не согласна с санкциями Запада, а у отношений Москвы и Афин есть большой потенциал, особенно в энергетической области. При этом греческий лидер не преминул сделать реверанс в сторону самой важной для российского правительства темы.

«В 2015 году мы вместе отмечаем 70-летие великой антифашистской Победы, победы народов над нацизмом. Этот юбилей имеет очень важное значение как для русского народа, так и для греческого», – сказал Ципрас. Более того, греческий премьер пообещал приехать на празднование парада Победы в Москве. Дальше уже можно было ничего не говорить, в условиях информационной блокады праздничных событий в Москве со стороны европейских лидеров этого было бы уже достаточно. Но греческий премьер решил сделать следующий шаг.

Помимо приезда на празднование 9 Мая в Москву, Ципрас предлагает российским компаниям принять участие в приватизации неэффективных госкомпаний в Греции. В первую очередь речь идет о местном аналоге «РЖД» – компании «Греческие железные дороги» (OSE), которые к началу 2015 года накопили долгов на 10 млрд евро и ежедневно приносят 2,3 млн евро убытков. Для понимания масштаба бедствия достаточно сопоставить две цифры: годовая выручка компании составляет около 100 млн евро, а на выплату долгов и зарплату уходит около 1 млрд евро ежегодно.

Активами греческой компании «РЖД» ранее уже интересовалась, планируя выстроить транспортный коридор между Европой и Азией. Монополия интересовалась также портами Пирей и Салоники, причем последний хотела приобрести вместе с железнодорожным оператором и компанией по ремонту подвижного состава. В свою очередь «Газпром» рассматривался как возможный инвестор газового оператора DEPA.

Что греки хотят взамен?

Основное пожелание греческих властей – рост взаимной торговли. По итогам 2014 года Греция занимает 33-е место среди торговых партнеров России: товарооборот между двумя странами, по данным российской стороны, составил $4,17 млрд и упал на 39%. При этом импорт из Греции упал всего на 18,8%, а российский экспорт сократился аж на рекордные 41,2%. В основном речь идет о сокращении поставок из России нефти, нефтепродуктов и газа из-за падения цен на энергоресурсы (в денежном выражении), в свою очередь греки перестали поставлять в Россию клубнику, киви и лекарства.

Одна из ключевых тем двусторонней повестки – газопровод «Турецкий поток», который должен пройти из России по дну Черного моря в Турцию и затем до греческой границы. В качестве бонуса за возможную скидку по газу Греция предлагает российским компаниям участие в тендерах на разведку нефти и газа на шельфе Ионического моря. Последний раз цена на газ была снижена на 15%, до $399 за тысячу кубометров в феврале 2014 года, а объем take-or-pay уменьшен до 2 млрд кубометров при реальных поставках в 2014 году 1,75 млрд кубометров. Разницу 0,25 млрд кубометров греческой стороне приходится оплачивать самостоятельно. Право на новый пересмотр условий у Греции появится не ранее февраля 2016 года. Возможно, этот срок греческие власти захотят приблизить.

Другая тема – отмена эмбарго на поставки продуктов из Греции. В марте 2015 года замминистра сельхозразвития Греции Панайотис Сгуридис говорил, что Россельхознадзору направят письмо с просьбой «определить комитеты экспертов, которые приедут в Грецию для инспекции предприятий, производящих молочные, рыбные и другие продукты, с тем чтобы они были уже сертифицированы в соответствии с требованиями России». Проверки греческих животноводческих предприятий начнутся уже 20 апреля, после чего греческие продукты могут вернуться на полки российских магазинов.

Впрочем, по данным газеты The Wall Street Journal, денег у Москвы напрямую греческий премьер просить не будет. Как отмечает газета, «слабое финансовое состояние» России и ее ограниченный интерес к Греции означают, что она в любом случае не является реальным источником альтернативного финансирования для Афин. Значит, даже если Ципрасу удастся стать «другом Москвы», с западными кредиторами троцкистско-маоистско-экологическому правительству все равно придется договариваться самостоятельно.

Алексей Лоссан