Вы здесь
Западная Сахара - о стране
ЗАПАДНАЯ САХАРА, в прошлом т.н. Испанская Сахара, территория в Северо-Западной Африке. Площадь – ок. 266 тыс. кв. км, границы четко не определены. Граничит на севере с Марокко, на северо-востоке с Алжиром, на юге и востоке – с Мавританией. На западе омывается водами Атлантического океана. Установить общую численность проживающих в Западной Сахаре марокканцев и коренного населения сахрави (сахарцев) весьма сложно. По приблизительным оценкам, в Западной Сахаре в 1996 проживали 223 тыс. человек. Административный центр территории – Эль-Аюн. С середины 1970-х годов Марокко начал оккупацию Западной Сахары и в 1979 объявил о присоединении всей этой территории, но ни одно правительство и ни одна международная организация не признали аннексию правомочной.
Поверхность Западной Сахары представляет собой каменистую пустынную равнину, постепенно поднимающуюся от побережья на восток. Наиболее возвышенная северо-восточная часть страны представляет собой отроги гор Атлас. Климат страны тропический, пустынный. Благодаря воздействию береговых атлантических ветров климатические условия более умеренные в приморских районах. Здесь средние температуры июля 22–24° С, тогда как во внутренних районах – 32–36° С, а средние максимальные – 46° С, иногда температура воздуха повышается до 54° С. Средние температуры января – 16–18° С. Как правило, среднее годовое количество осадков не превышает 100 мм, а на большей части страны – ок. 50 мм. Город Эль-Аюн снабжается водой из уэда (вади – подземной реки) Эль-Хамра. Постоянным источником воды служит также крупное подземное озеро в районе города Дахла.
В годы, когда количество осадков превышает среднегодовую норму, потоки воды заполняют пересохшие русла рек, а пустынная равнина покрывается травянистой растительностью. В пустынях произрастают разреженные кустарники, а в оазисах – акации, пальмы, фикусы. Животный мир небогат. Из крупных млекопитающих встречаются кабаны, муфлоны, антилопы, гепарды, шакалы, гиены, из пресмыкающихся – ящерицы и змеи. Побережье посещают стаи перелетных птиц, направляющихся на зимовку в Мавританию и далее на юг. Прибрежные воды Атлантического океана изобилуют разными видами рыб.
Население
Первые жители на этой территории – берберские племена групп зената и санхаджа – в результате арабских завоеваний были арабизированы и исламизированы. В настоящее время основные племена Западной Сахары имеют смешанное арабо-берберское происхождение. Они говорят на диалекте арабского языка – хасания, исповедуют ислам суннитского толка, имеют общие культурные традиции. Племена сохраняют устные предания и определенную социальную структуру. У населения представления о национальной территории смутные, и чаще всего их географический кругозор ограничивается конкретными районами пастбищ или караванных маршрутов. Сахрави проживают не только на территории Западной Сахары, но и в Мавритании, в южных районах Марокко, на севере Мали и на юге Алжира.
Сахрави также называют маврами или, учитывая их арабское происхождение, аль-бейдан (белыми). В своем большинстве сахрави – мусульмане.
Традиционное общество базировалось на системе родоплеменных отношений, развивавшихся на уровне клана и племени (кабила). Несмотря на то, что оно сформировалось в условиях патриархата, женщинам предоставляется определенный объем власти и имущественных прав. Социально-политическая иерархия сахравийского общества, основанная на возможности пользования обработанными землями, колодцами и пастбищами, предусматривала осуществление контроля «сильных племен» над менее влиятельными племенными группами. В социальном отношении подчиненная часть сахравийского общества подразделялась на рабов (абид), зависимых крестьян (харатин), кастовые группы певцов-сказителей (иггураван), ремесленников (муаллимин) и племенную знать (знага). На протяжении 17 в. шел процесс дифференциации сахравийских племен на «военные» (хасани) и «религиозные» (завайя).
Функциональные различия в деятельности сахравийских племен прослеживаются на примере племенной группы макиль, которая осуществляла экспансию в южном направлении, и местных берберских этнических групп. В конце 17 – начале 18 вв. племенная группа макиль пользовалась значительной поддержкой со стороны марокканских правителей, особенно султана Мулай Исмаила (1672–1727). В результате арабы из группы макиль и берберы из группы санхаджа создали свои раннегосударственные образования, в которых «религиозные» племена отвечали за духовную жизнь, правовое регулирование и торговлю, а «военные», в обмен на выплату дани, обеспечивали их безопасность. Социально-политические перемены в 17–18 вв. произошли и в зоне Сахеля, где в результате религиозно-реформаторских движений местное общество претерпело заметную трансформацию. В результате сахравийские религиозные наставники расширили свое влияние среди племен арабского и африканского происхождения.
В 16 в. большой популярностью пользовался мусульманский ученый-богослов Сиди Ахмад аль-Беккаи, который жил в городке Валата на территории современной Мавритании. Поддерживаемый мощной племенной федерацией кунта, аль-Беккаи считался выдающимся знатоком исламского мистицизма (тасаввуф) в рамках традиции Кадирийя и мусульманского права (фикх). У шейха Сиди Моктара аль-Кабира (19 в.), крупного религиозного деятеля федерации кунта, были два выдающихся ученика и преемника: шейх Сидия Баба, который основал религиозное братство бутилимит и признан родоначальником племени улад-бейри, которое и поныне играет видную роль в политической жизни Мавритании, и шейх Мухаммед Фадиль, который в рамках метода мистического Кадирийя создал новое мистическое братство (тарика) под названием Фадилийя. Сын шейха Мухаммеда Фадиля шейх Ма аль-Айнин основал город Смара на территории современной Западной Сахары. По мере роста авторитета Смары как центра исламской науки и образования увеличивалось влияние шейха Ма аль-Айнин и его родного племени регейбат.
В 20 в. шейх Ма аль-Айнин признал султана Марокко Мулай Абд аль-Азиза «повелителем правоверных» (амир аль-муминин) и покровителем всех мусульман, обитающих в северной Мавритании и южном Алжире. Однако и Франция, и Испания вынашивали собственные планы относительно будущего этих территорий, что нашло отражение в Алхесирасском акте 1907, который узаконил создание протекторатов каждой из упомянутых европейских держав. Хотя Ма аль-Айнин, а впоследствии его сын возглавили движение сопротивления, в 1933–1934 Франция и Испания завершили захват северо-западной оконечности Африканского материка. В результате европейского вторжения «военные» племена хасани перестали выполнять функции защитников прав собственности и территории. Лишь племя регейбат благодаря своему религиозному авторитету продолжало сохранять влияние в этом регионе. В результате изменившегося соотношения сил между племенами ослабло влияние двух крупных «военных» племен, улад-делим и текна.
Со временем сахравийское общество все больше становилось оседлым или полуоседлым. В результате в племенной структуре Западной Сахары произошли заметные изменения: возросла роль женщин в политической и экономической жизни общества, было осуществлено освобождение рабов (абид), уменьшились социальные различия между господствующими племенами и племенами-данниками (знага), большее участие в делах общества стали принимать зависимые земледельцы (харатин). Вместе с тем многие элементы традиционного социального порядка и племенного образа жизни сохранились из-за суровых природных условий, не позволяющих развивать альтернативные кочевью формы хозяйства. Влиятельные старинные семейные династии, в частности семья Ма аль-Айнин, и теперь играют важную роль в борьбе за суверенитет Западной Сахары.
Среди влиятельных сахравийских племен особое место занимает племя текна, которое исторически разделилось на оседлых текна вади-нун, проживающих в Марокко, и кочевников текна, которые обитают дальше к югу (например, племена айт-мусса у али, изаргиен, айт-лахсен). Упомянутые выше регейбат разделились на регейбат ас-сахель, которые сосредоточились на атлантическом побережье, и регейбат аш-шарк, проживающих в более восточных местностях, в Сахаре. Кроме того, значительным влиянием, прежде всего в районе Вилла Чиснерос (совр. Дахла), обладают племена улад-делим и улад-бу-сбаа, «военное» племя, которое в свое время бросило вызов Мулай Исмаилу и, потерпев поражение, мигрировало дальше к югу, а также пользующееся авторитетом племя арусийин, проживающее в районе Смары.
Поскольку мужское население сахрави в лагерях Фронта ПОЛИСАРИО на территории южного Алжира занято на военной службе, руководящая роль в этих временных поселениях принадлежит преимущественно женщинам. Молодое поколение жителей Западной Сахары плохо представляет жизнь за пределами этих лагерей беженцев, а многие юные сахрави родились там в период войны, которая продолжается уже более 25 лет.
ЭКОНОМИКА
Территория Западной Сахары в целом бедна природными ресурсами. Исключение составляют лишь некоторые полезные ископаемые и рыба, которой изобилуют прибрежные воды Атлантического океана. До сих пор не установлены запасы нефти в районе западносахарского шельфа. Местное население извлекает немалую прибыль от притока капиталов и частных инвестиций из Марокко, а также от облагаемой пошлинами и контрабандной торговли товарами, поступающими с Канарских о-вов. В 1987 объем коммерческих грузов, прошедших через сахарские порты, составил 1,4 млн. т, или 3% общего объема морской торговли Марокко. Традиционно сахрави занимались кочевым и полукочевым скотоводством, а также караванной торговлей с населением южного Марокко, оазисов в пустыне Сахаре, соледобывающих районов и скотоводами, кочующими в долинах рек Сенегал и Нигер. Однако в последние годы торговля сосредоточилась в основном в прибрежной зоне.
Экономическая статистика по Западной Сахаре отсутствует, поэтому имеются лишь отрывочные сведения о хозяйственной деятельности в этом регионе. Близ города Смара в 1963 разведано крупное месторождение высококачественных фосфоритов (около четверти мировых разведанных запасов) Бу-Краа, которое в настоящее время активно разрабатывается. Имеются подтвержденные данные о наличии месторождений железной и медной руд, урана, калийных солей. Прибрежные воды Атлантического океана привлекательны для рыболовецких судов всего мира, главным образом из Испании, а также Японии, стран СНГ и других европейских стран.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Самым влиятельным органом местного самоуправления в Испанской Сахаре было собрание старейшин племен (шейхов) – Джемаа, который назначал верховного главу, судей (кади), главу Джемаа, а в военное время и командующего объединенными силами (дахман). В 1967 испанцы добились формального созыва Джемаа, участниками которого были назначены представители племен регейбат ас-сахель (23 места), регейбат аш-шарк (22 места), уладделим (12 мест), изаргиен (9 мест), арусийин (2 мест), улад-тидарин (7 мест) и прочих (7 мест). Несмотря на консервативный характер, Джемаа определил сообщество испанской Западной Сахары как надплеменное образование, такой взгляд нашел поддержку у националистического движения «Харакат тахрир» (Освободительного движения Сегиет и Вади аль-Дахаб), сформированного выходцем из племени регейбат Мохаммедом Сиди Ибрахимом Бассири. В отличие от умеренных консервативных движений, организация Бассири собрала в своих рядах молодежь, относившуюся критически к соглашательской позиции старейшин по отношению к колониальной администрации. В 1970 испанцы силой подавили массовые митинги «Харакат тахрир», на которых выдвигались требования о предоставлении Испанской Сахаре независимости, а сам Бассири бесследно исчез.
Первостепенную роль в военной организации сахравийских племен играла Освободительная армия (основанная в середине 1950-х годов), которая располагала сетью ячеек, рассеянных от побережья Средиземного моря до Суса. Бойцы Освободительной армии, действовавшие в южных районах, в том числе и находившийся в Тизните командующий Бенхаму Месфиуи, поддерживали как сахравийцев, так и алжирцев, которые продолжали борьбу за независимость своей страны. В 1956–1958 Освободительная армия предприняла ряд вооруженных нападений на испанские посты в Сахаре и на французские – на юге Алжира и в северной Мавритании. Однако в 1957 французы и испанцы разработали совместную военную операцию «Ураган», направленную на ликвидацию организованного сахравийского сопротивления, связанного с Освободительной армией. Одновременно марокканская армия готовилась к установлению контроля над районом Вади-Нун. В основном эта операция достигла своей цели.
Вскоре после кровавой бойни у города Земла и исчезновения Бассири сахравийские студенты, обучавшиеся в Марокко, создали свою организацию. К 1973 уже действовал Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро), который совершил ряд нападений на позиции испанских войск. Поскольку создание партизанских баз Фронта ПОЛИСАРИО на территории Марокко было небезопасно, они обосновались на севере Мавритании в городе Зуэрат.
С 1973 испанский диктатор генерал Франко стал предпринимать шаги по передаче власти Джемаа. Испанцы разрабатывали Автономный статут, в котором предусматривались меры и процедуры по трансформации Джемаа в региональный законодательный орган. В 1974–1975 старейшинам было предоставлено право сформировать Партию сахарского национального союза (ПСНС), куда вошли большинство шейхов. Франко дал понять, что Испания поддержит референдум по вопросу о самоопределении, который, как полагали, одобрит передачу власти Джемаа и проводимые испанцами политические реформы.
В 1974 поиски путей к независимости приняли новый оборот. Король Марокко Хасан II обратился в Международный суд в Гааге с просьбой вынести заключение о правах Марокко на территорию Западной Сахары.
В период ожидания решения Международного суда Испания согласилась отсрочить проведение референдума, что привело к возникновению напряженности между руководством Фронта ПОЛИСАРИО и ПСНС. В спор ввязалось и Марокко, которое в начале 1975 сформировало промарокканское освободительное движение – Фронт за освобождение и единство (ФОЕ). Росту напряженности способствовала концентрация на юге Марокко 25 тыс. марокканских солдат.
Официальный Рабат не испытывал ни малейших сомнений в том, что территория Западной Сахары по праву принадлежит Марокко. Еще в 1956, в год провозглашения независимости Марокко, его правящие круги выдвинули тройственное обоснование своих прав на соседнюю территорию. Во-первых, концепция воссоздания «Великого Марокко» базировалась на том, что в ее состав должны войти земли, которые еще в 12 в. находились под управлением правителей из династии Альморавидов. Во-вторых, клятва на верность (бай"а) местных племен султану Марокко как главе мусульман фактически означала, что территория проживания этих племен входит в состав владений султана, ибо не существует формального разделения духовных институтов, общины (умма) и государства. В-третьих, в пользу Рабата свидетельствовало этническое сходство сахарского и марокканского населения. Фронт ПОЛИСАРИО, а также его главный союзник, Алжир, категорически отрицали все аргументы марокканского правительства. Фронт утверждал, что Западная Сахара не имеет ничего общего с Марокко, что духовная верность не равнозначна политической. Кроме того, отмечалось, что культура и образ жизни сахарцев-кочевников радикально отличаются от культуры и образа жизни оседлого населения Марокко. Международный суд 16 октября 1975 вынес консультативное решение не в пользу Марокко, отметив, однако, что в прошлом между султаном Марокко и некоторыми племенами, населявшими Западную Сахару, существовали юридические связи, носившие характер вассальной зависимости.
Несмотря на решение Международного суда, в ноябре 1975 король Хасан II возглавил т.н. «зеленый марш» 350 тыс. безоружных марокканцев на территорию Западной Сахары (зеленый цвет символизирует цвет знамени ислама). Решение короля Хасана сплотить народ Марокко вокруг проблемы Западной Сахары получило поддержку у марокканских националистов, которые приняли активное участие в этом мероприятии.
Не желая быть вовлеченной в затяжной вооруженный конфликт, Испания приняла решение вывести свои войска с территории Западной Сахары и к концу февраля 1976 передать ее Марокко и Мавритании. Марокко получил примерно 2/3 площади Западной Сахары на севере, в том числе и месторождения фосфоритов в Бу-Краа, а Мавритания – южную треть ее территории (Тирис эль-Гарбия). В пределы Западной Сахары были немедленно введены марокканские и мавританские войска. Тем не менее Испания сохранила свою долю в разработке залежей фосфоритов, получила права на лов рыбы у побережья и сохранила контроль над северными анклавами (Сеута и Мелилья) (от которых придется отказаться в случае передачи ей Гибралтара Великобританией).
На ввод марокканских и мавританских войск Фронт ПОЛИСАРИО отреагировал провозглашением 27 февраля 1976 независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и усилением вооруженной партизанской борьбы с захватчиками. Алжир, основной соперник Марокко за влияние в Северной Африке, предоставил Фронту ПОЛИСАРИО оружие и базы на своей территории.
В июне 1976 бойцы Фронта ПОЛИСАРИО совершили крупномасштабный рейд на столицу Мавритании Нуакшот. После минометного обстрела президентского дворца участники налета отступили к северу от столицы, надеясь незаметно пересечь границу с Западной Сахарой. Однако в ходе отступления мавританская армия настигла сахарских партизан и нанесла им серьезный урон. Военные успехи, достигнутые Фронтом ПОЛИСАРИО к 1979, вынудили Мавританию вывести войска со своей части территории Западной Сахары, которую незамедлительно заняли марокканские войска. В результате Мавритания отказалась от претензий на Западную Сахару.
В 1986, стремясь реализовать свое военное превосходство, марокканцы предприняли попытку соорудить систему песчаных валов вдоль восточной границы Западной Сахары с Алжиром и Марокко. Эти валы были оборудованы сенсорными устройствами и препятствовали массовому проникновению бойцов Фронта ПОЛИСАРИО за пределы Западной Сахары.
В 1991 правительство Марокко и руководство Фронта ПОЛИСАРИО достигли соглашения о прекращении огня, которое в пределах плана ООН по урегулированию кризиса в этом регионе должно было вступить в действие с сентября этого года. Стремясь до вступления соглашения в силу упрочить контроль над спорной территорией, в августе-сентябре 1991 марокканская армия предприняла ряд военных акций. Хотя 6 августа соглашение о прекращении огня формально вступило в силу, продолжались многочисленные нарушения договоренности.