Общественно-политический журнал

 

"Роснефть" рефинансирует долг в $23,5 млрд с помощью "Сургутнефтегаза" – кремлевской "сберкассы"

Для кого хранит деньги "сберкасса" под названием "Сургутнефтегаз", знают только в Кремле.

"Сургутнефтегаз", которым в течение трех десятилетий управляет Владимир Богданов (бизнес-партнёр Гангрены - Геннадия Тимченко) накопил примерно 34 млрд долларов, по подсчетам Bloomberg, основанным на опубликованных 30 апреля корпоративных данных. Учитывая, что санкции из-за Украины отрезали Россию от глобальной финансовой системы, Путин рассматривает возможность прибегнуть к запасам "Сургутнефтегаза", которые он прежде называл неприкосновенными, по словам трех банкиров, близких к Кремлю и говоривших на условиях анонимности.

Вариант, который, возможно, находится на рассмотрении, принесет прибыль одному из ближайших путинских подельников - главе "Роснефти" Игорю Сечину, одному из правящих воров в законе, утверждают банкиры и один высокопоставленный государственный чиновник.

При таком сценарии, по их словам, "Сургутнефтегаз" купит 19,5% акций "Роснефти", которые государство собирается выставить на аукцион, благодаря чему Сечин приобретет партнера, который сможет помочь рефинансировать долг в 23,5 млрд долларов, срок выплаты которого близится.

На конец 2014 года чистый долг "Роснефти" составлял 42,8 млрд долларов. "Роснефть" запросила 1,3 трлн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В настоящее время государство через "Роснефтегаз" владеет 69,5% акций "Роснефти". В декабре 2014 Дмитрий Медведев подписал постановление об отчуждении 19,5% акций "Роснефти" для последующей приватизации. Постановление предусматривает продажу акций по цене не ниже рыночной, но не ниже цены IPO 2006 года - $7.55. Во время IPO в 2006 году на бирже были размещены 1,4 млрд акций "Роснефти" на $10,7 млрд. Стоимость акций "Роснефти", торгующихся в Лондоне, за последний год сократилась на 20% до $5,15, и текущая капитализация компании оценивается примерно в $54 млрд.

63-летний Богданов говорит, что все, что Путин делает, идет на благо России, и он распорядится финансовыми ресурсами "Сургутнефтегаза" (по его словам, "народной компании") любым способом, которого потребует Путин, сказал Александр Рязанов, бывший замглавы "Газпрома".

Банкиры, имена которых Bloomberg не называет, рассказали, что на депозитах компании в Сбербанке находится около $14 млрд, в ВТБ — около $7 млрд и в Газпромбанке — около $3 млрд, оставшиеся средства в основном размещены в российском отделении итальянского банка UniCredit.

Путин и Сечин знают Богданова с начала 1990-х, когда "Сургутнефтегаз" вел экспорт при посредничестве компании, которую возглавлял будущий миллиардер Геннадий Тимченко, согласно Андрею Каткову, тогдашнему партнеру Тимченко. Когда Путин впервые баллотировался в президенты в 2000 году, Богданов спонсировал его предвыборную кампанию, по словам двух банкиров, знакомых с его финансовой информацией.

Богданов хранит один из самых строго охраняемых секретов корпоративной России - кто, собственно, владеет четвертым нефтепроизводителем страны.

Один из последних так называемых красных директоров (бывших советских управленцев), все еще что-то возглавляющих, Богданов обеспечивает работой примерно треть 300-тысячного населения Сургута и управляет компанией железной рукой, однако официально ему принадлежит менее 1% ее акционерного капитала. "Он гораздо больше похож на наемного менеджера, чем на совладельца", - считает Рязанов.

"Сургутнефтегаз" является одной из самых закрытых российских нефтекомпаний: структура ее собственников неизвестна.

В российских финансовых кругах предполагают, что Путин получает прибыль именно через "Сургутнефтегаз". Компания, как рассказывает один российский банкир, пожелавший остаться инкогнито, представлена на бирже, но в России строго-настрого запрещены некоторые финансовые операции с акциями концерна. "Для меня это верный признак того, что концерн является святая святых и управляется с самого верха", - говорит банкир.

"Сургутнефтегаз" – кремлевская сберкасса

В 2004 и 2005 году глава хедж-фонда Hermitage Capital Уильям Браудер подавал на "Сургутнефтегаз" в суд, требуя выполнять российские законы о ценных бумагах, что могло привести к выплате части денежных резервов, (которые были меньше в то время, но все же значительные), как дивидендов. В ноябре 2005 года власти аннулировали российскую визу Браудера, через неделю Верховный суд РФ решил дело не в его пользу. Браудер говорил в интервью, что причиной его изгнания из России стали конфликты либо с "Сургутнефтегазом", либо с "Газпромом".А Сургут, по его словам, наиболее доходная и наименее дорогая компания в России.

"Сургутнефтегаз" - кремлёвский "смазочный фонд"

Десять лет спустя Браудер, который как-то назвал Богданова "Саддамом Хусейном российского бизнеса", все еще не уверен, кто принял решение выдворить его из страны и почему. "Две остающиеся недоказанными версии" связаны с проблемами, которые я создавал для "Сургутнефтегаза" и "Газпрома", - заявил Браудер.

"Сургут" - одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, и она совершенно непрозрачна," - сказал Браудер. "Почему никто не знает, кто владеет этой компанией?"
Источник