Вы здесь
Август 91-го. Была ли альтернатива?
Снова август. Очередная годовщина. Но на этот раз я упускаю эпитет "печальная". Для самого себя я нашел ответ на вопросы, мучившие меня многие годы: "Где я был 23,24,25... Где мы все были? Где были наши мозги? Почему мы разошлись по домам? Почему мы позволили всей этой номенклатурной сволочи вылезти из пыльных углов и захватить власть?"
Ответ простой: мы (то есть те 100-200 тыс. человек по всей огромной стране, которые вышли на площадь в августе) никого и ничего не победили. Поэтому ничего и не получили. Побеждают по другому - другими усилиями, другой ценой. Если кто забыл - найдите в Сети фотографии февральского майдана в Киеве (впрочем, в Украине и этой цены оказалось - пока - мало). Вспомните, как в маленьких, но гордых прибалтийских странах люди, взявшись за руки, выстроили живую цепь от Вильнюса до Таллинна. Как в 30-миллионной Польше в "Солидарность" за пару месяцев вступило 10 млн. человек…
Мы, горсть активных граждан среди безбрежного моря равнодушия, глупости и лени, всего лишь разукрасили яркими красками унылую сцену победы одной группы номенклатуры над другой. В простых и понятных категориях - победу "молодых волков" над "старыми пердунами". И тот факт - честный, бесспорный факт - что многие из нас были в те дни реально готовы получить пулю в лоб, никак не отменяет фарсовый характер самого действа.
Тут я прошу не впадать в распространенное заблуждение. Всё было серьезно, по-взрослому. ГКЧП, действительно, хотел взять власть. И министр Пуго застрелился по-настоящему. И руки у Янаева тряслись не просто с перепою, но и от страха - но испугался он (они) ВОВСЕ НЕ НАС. Это очень страшно - когда ты крутишь руль, а машина никак не реагирует, жмешь на тормоз, а он проваливается, и машина несется под гору… Вот этот "страшный сон водителя" и случился с ГКЧПистами наяву.
Ельцин и Ко победили не случайно, и не в соответствии с "тайным сценарием", а потому, что получили массовую поддержку. Массовую, по всем уголкам огромной страны, поддержку со стороны ментов и директоров, чиновников и чекистов, которые тихо просидели эти три дня и ничего не делали. Они (путчисты) элементарно опоздали. Раньше надо было думать. А к августу 1991 года, если и не каждый первый, так уже каждый второй мент, директор, чиновник и чекист успел набрать на твердую "десятку" с конфискацией. И это еще скромно, так как советский УК предполагал "вышак" за хищения соцсобственности в особо крупном размере, а "особо крупным" - вы будете смеяться - считались жалкие 10 тыс. рублей (2-3 тысячи у.е. по реальному курсу). Вот поэтому предложение вернуться к "советской власти", "ленинским нормам", "завоеваниям социализма" и райкомовскому спецбуфету с зеленым горошком и сосисками без талонов не вызвало энтузиазма у тех, кого ГКЧП сдуру посчитал "своими", "нашими".
Всё понятно, всё правильно - и всё же тезис о полной безальтернативности не может быть верным. Альтернатива есть всегда. И в августе 91-го все могло бы быть совсем не так - если бы у "старых …" оказалось чуть больше ума и решительности. Кнутом и пряником. Один танк за один час способен передавить Н-людей; всё это просто считается. А перепуганной номенклатуре можно (нужно) было пообещать амнистию в обмен на безоговорочную лояльность по отношению к новой старой власти. Вот и всё, чего не хватило ГКЧПистам для победы.
И вот тогда вся эта радость досталась бы им! Разучившаяся работать страна, заводы, способные производить только автомат Калашникова, нефть по 18 долларов за бочку, Чечня, Карабах, Фергана, Приднестровье... И никаких кредитов, никаких инвестиций, никаких технологий, никакой "гуманитарки" от американского империализма и его европейских подручных. Если и этого мало - добро пожаловать в 98-й год с 9 долларами за баррель. Очень может быть, что в такой реальности на улицу вышли бы не десятки тысяч "очкариков", а миллионы простых советских людей. И провели люстрацию - от слова "вешать вместо люстры". А может быть, никто бы никуда и не вышел - но уж в любом случае обвинить в коллапсе страны демократов, либералов и ненавистную Америку было бы слишком трудно.
Как знать - не интуитивное ли понимание последствий такой альтернативы и привело к тому, что в августе 91-го ГКЧП не стал упорствовать и по-быстрому сдулся.