Общественно-политический журнал

 

Крах надежд на увеличение экспорта углеводородов и высоких цен

Сложно понять, кем для России является Алексей Миллер - самонадеянным дураком, мошенником или подставной марионеткой уничтожающей перспективы отрасли. Но то, что он является злом - несомненно.

Сообщения СМИ о скорой реструктуризации «Газпрома» с выделением из него транспортного бизнеса пока не подтверждаются. Вчера представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявил, что тема разделения «Газпрома» сегодня неактуальна. Между тем российская газовая отрасль испытывает серьезные проблемы – спрос на российский газ сокращается в Европе и Китае, а внутреннее потребление почти не увеличивается. На фоне избытка добывающих и транспортных мощностей освоение новых месторождений и строительство новых газопроводов рискуют стать напрасной тратой денег. И даже перспективный газопровод «Сила Сибири» может оказаться невостребованным. Такой вывод делают эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ.

 Тему разделения «Газпрома», активно обсуждавшуюся еще два десятилетия назад, сегодня поднимают нефтяники, недовольные ограничениями на доступ к трубопроводам.

Между тем начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин сообщил вчера ТАСС, что обсуждение реструктуризации «Газпрома» путем выделения из него транспортной составляющей – это тема не ближайшего года. «Мы не готовим к президентской комиссии по ТЭКу вопрос реструктуризации «Газпрома». Я считаю, что обсуждение реструктуризации «Газпрома» – это тема не на ближайший год», – сообщил чиновник ФАС.

Недовольство нефтяников монополией «Газпрома» понять не сложно. Но это далеко не единственная и даже не самая главная проблема нашей газовой отрасли. Более серьезным вызовом для газовиков скорее всего является крах надежд на увеличение экспортного спроса и сохранение высоких цен на газ.

Всего несколько лет назад в РФ надеялись, что Европа чуть ли не удвоит спрос на российский газ. Одновременно гигантский спрос на российский газ возникнет и в Китае, который согласится платить за него по европейским расценкам.

Европе в ближайшие семь-восемь лет потребуется дополнительно импортировать 100 млрд куб. м газа, говорил в 2012 году глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с Владимиром Путиным. Сегодня Россия уже подписала с Китаем соглашение о строительстве газопровода «Сила Сибири» мощностью до 38 млрд куб. м. И готовит новый контракт по так называемому западному маршруту «Сила Сибири-2» в объеме до 30 млрд куб. м в год с возможностью увеличения до 100 млрд куб. м. Между тем Европа вопреки прогнозам сокращает закупки импортного газа. А в Китае он вовсе может оказаться ненужным.

«Экономика и энергетика Китая претерпевают в последние годы существенные изменения. Прогнозы долгосрочных темпов экономического роста за последние два года снизились с 8,5 до 6,5% в год, что стало одной из причин ухудшения конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Резко снизились темпы прироста потребления первичной энергии, а потребление угля в 2014 году и вовсе стабилизировалось впервые с 90-х годов», – отмечается в докладе Аналитического центра при правительстве РФ.

«При сохранении модели роста потребления газа нулевых годов нынешнее замедление китайской экономики снизило бы потребность в газе в 2020 году почти на объем планируемых поставок из России по двум маршрутам «Силы Сибири», предупреждают экономисты.

В конце 2013 года семилетний прогноз роста потребности Китая в газе находился в диапазоне от 216 до 496 млрд куб. м. А нынешние прогнозы Института экономических и технологических исследований китайской компании CNPC выглядят гораздо скромнее. По сравнению с 2014 годом Китаю может потребоваться от 90 до 150 млрд куб. м газа дополнительно, сообщается в отчете АЦ. И нет никаких гарантий, что для покрытия этих потребностей вообще понадобится российский газ.

В Европе же сокращение спроса на российский газ уже налицо. В прошлом году Россия экспортировала чуть менее 190 млрд куб. м газа, что является минимальным показателем со времени кризиса 2008–2009 годов. В 2014 году добыча газа в России составила 642 млрд куб. м, что было наименьшим показателем начиная с 2005 года (за исключением кризисного 2009 года). В 2015 году сокращение добычи и экспорта продолжается. Напомним, что в предыдущих версиях Энергостратегии РФ предполагался рост добычи газа в РФ до 815 млрд куб. м. Не менее амбициозные планы были и у «Газпрома». «Газпром» планирует при наличии платежеспособного спроса российских потребителей и благоприятной конъюнктуры внешнего рынка обеспечить годовой объем добычи в размере 640–660 млрд куб. м к 2020 году», – сообщается в стратегии компании.

Но снижающаяся добыча газа – это не следствие недостатка производственных мощностей. На российском газовом рынке предложение существенно превышает спрос. «Только действующие мощности «Газпрома» позволяют добывать около 600 млрд куб. м газа в год при фактической добыче в 432 млрд куб. м в 2014 году; при этом компания также планирует расширять свои добывающие мощности уже в среднесрочной перспективе (проекты преимущественно ориентированы на экспорт, но также ожидается и прирост потребления у отдельных групп потребителей внутреннего рынка). Вместе с тем амбициозные планы по увеличению добычи газа есть и у «Роснефти». Компания планирует нарастить добычу газа с примерно 40 млрд куб. м в 2014 году до 100 млрд куб. м в 2020 году», – напоминают эксперты АЦ. В прошлом году сократились поставки российского газа на экспорт из-за снижения спроса на российский газ со стороны Украины и некоторых стран ЕС, в первую очередь Италии и Германии. Также несколько снизились поставки на внутренний рынок.

Потребление природного газа в России последние 10 лет колеблется на уровне 450–460 млрд куб.м. Период поступательного роста внутреннего спроса с 2000 года по 2005 год, за который потребление газа в России увеличилось почти на 55 млрд куб. м, остался в прошлом.

«Реакции «Газпрома» на принципиальные изменения газового рынка в Европе и Китае пока не видно», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Россия по-прежнему планирует строить новые экспортные газопроводы, тогда как уже существующие часто не используются на проектную мощность.

Когда коммерцию подменяет политика и просто глупость - экономика становится убыточной

Глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал избавиться от «невыгодного транзита газа через Украину» к 2019 году. Проект необходимого для этого газопровода «Турецкий поток» остается на бумаге, поэтому монополия снова рассчитывает на удвоение «Северного потока».

«Турецкий поток» призван заменить не дошедший до реализации проект газопровода «Южный поток», который был задуман в 2007 году для того, чтобы отказаться от услуг Украины по транзиту российского газа в Европу. Морской участок газопровода должен был пройти по дну Черного моря до побережья Болгарии, сухопутный — по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Стоимость проекта оценивалась в €24 млрд, мощность — в 63 млрд куб. м в год.

Первые поставки газа по «Южному потоку» должны были начаться в конце 2015 года, на проектную мощность его планировалось вывести в 2018 году. Но 1 декабря 2014 года на совместной пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом Владимир Путин заявил, что Россия отказалась от постройки «Южного потока», а вместо этого собирается расширить газопровод «Голубой поток», по которому газ поставляется в Турцию, а также протянуть к турецким берегам новый газопровод, создав на турецкой территории на границе с Грецией новый газовый хаб для потребителей Южной Европы.

Основной причиной отказа от «Южного потока» стал отказ Еврокомиссии согласовать строительство наземной части газопровода. Главной претензией европейских чиновников было несоответствие проекта нормам Третьего энергопакета, который был утвержден Евросоюзом в 2009 году и предполагает, в частности, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей, а остальное должно выставляться на аукцион.

Начать работы «Газпрому» мешает отсутствие межправительственных соглашений с Турцией, переговоры с которой продолжаются с начала года. Летом министр энергетики России Александр Новак говорил, что конкретных сроков заключения соглашений нет. «Мы работаем в режиме «чем быстрее — тем лучше», — говорил тогда министр.

2 октября Новак говорил журналистам, что межправительственное соглашение по «Турецкому потоку» подпишут не раньше декабря 2015 года — января 2016 года. Он объяснил задержку тем, что правительство Турции будет сформировано только после парламентских выборов в ноябре.

По словам Новака, один из ключевых пунктов, которые предстоит утвердить в межправительственном соглашении, — число ниток газопровода, которые протянут на первом этапе строительства. Окончательное решение не принято, говорил министр. «Будет межправсоглашение на одну нитку, на две или на четыре. Исходя из целесообразности, мы считаем, что должно быть как минимум на две нитки», — сказал тогда Новак (цитата по РИА Новости).

О том, что «Газпром» откажется от планов строительства третьей и четвертой ниток газопровода, сообщалось в начале августа, но тогда зампред компании Александр Медведев это отрицал. «Мы договорились с турецкими партнерами, что сначала определимся с ниткой номер один. А потом будем смотреть другие нитки. Но если кто-то думает, что Турция отказалась от второй и третьей ниток, то это не так. И все будет зависеть от того, какой спрос будет предъявлен Европой», — пояснил Медведев.

Источник РБК в «Газпроме» во вторник подтвердил, что новые переговоры о межправсоглашении с Турцией начнутся не раньше, чем подведут окончательные итоги выборов в Великое национальное собрание Турции (выборы пройдут 1 ноября). ​Замедления переговорного процесса из-за вступления России в военную кампанию в Сирии нет, уверяет собеседник РБК в турецкой делегации на проходящем сейчас Петербургском газовом форуме.

Турция в связи с обострением отношений с Россией из-за авиаинцидентов может пересмотреть вопрос закупок российского газа, заявил президент Турции Режеп Тайип Эрдоган.

«Россия должна быть чувствительна в этих вопросах. Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах», — заявил Эрдоган журналистам в самолете, направляясь с визитом с Японию.

Возможным альтернативным сценарием на случай провала переговоров о «Турецком потоке» может стать увеличение мощностей «Газпрома» на севере. О том, что концерн построит газопровод — дублер «Северного потока» мощностью 55 млрд куб. м газа в год, Алексей Миллер сообщил еще в июне на ПМЭФ-2015. Стоимость газопровода не должна превысить €9,9 млрд. «Северный поток-2» будет введен в 2019 году и повторит технические решения «Северного потока-1», сообщил Миллер на газовом форуме в Санкт-Петербурге 6 октября. «Появится газопровод-брат», — добавил он.

Второй «Северный поток»

«Новый проект — это трансбалтийский газопровод, фактически второй «Северный поток», — говорил РБК в июне представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Планировалось, что новая труба поможет концерну отказаться от транзита газа через Украину после 2019 года, когда истекает действующий транзитный договор. О том, что продлевать контракт с Украиной российская сторона не планирует, в этом году уже несколько раз заявляли Алексей Миллер и министр энергетики России Александр Новак.

Мощность двух ниток газопровода должна составить 55 млрд куб. м в дополнение к уже имеющимся 55 млрд. Они пройдут по акватории Балтийского моря, конечной точкой поставки газа будет Германия. Протяженность трубы составит 1,2 тыс. км от порта Усть-Луга недалеко от Санкт-Петербурга до точек входа первой и второй ниток «Северного потока» на территории Германии. Третья и четвертая нитки «Северного потока», по словам Миллера, будут стоить не больше €9,9 млрд.

Соглашение акционеров проектной компании, которая будет заниматься строительством двух новых ниток газопровода, было подписано 4 сентября в рамках Восточного экономического форума. Как заявил журналистам управляющий директор компании Nord Stream AG Маттиас Варниг, в состав консорциума вошли шесть участников: «Газпром», E.ON, BASF/Wintershall, OMV, Engie и Shell. По словам Варнига, доля «Газпрома» в консорциуме составит 51%. У остальных партнеров будет по 10%, у Engie — 9%.

Новые нитки «Северного потока» не подпадают под действие Третьего энергопакета, потому что труба пройдет по дну моря, а наземной части у газопровода не будет, рассказывал Сергей Куприянов. «Северный поток», который приходит в Грайфсвальд, на берег Германии не попадает», — соглашается старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова. Самый интересный вопрос — как этот газ довести до конечных потребителей в Европе, добавляет она. С одной стороны, чтобы принять газ из «Северного потока-2», в Германии достаточно мощностей, с другой — если затевать строительство газопровода на 55 млрд куб. м, имеет смысл строить и другую наземную инфраструктуру, говорит Белова.

Сроки строительства второго «Северного потока» ни Миллер, ни Куприянов не называли. Но увеличить транзитные мощности в обход Украины «Газпрому» нужно в ближайшие четыре года: в 2019 году истекает действующий сейчас договор о транзите газа с Украиной, и Миллер и Новак весной несколько раз заявляли, что продлевать контракт с Украиной российская сторона не собирается. К моменту истечения контракта «Газпрому» придется перенаправить не менее 60 млрд куб. м газа — столько российская госмонополия экспортировала через Украину в 2014 году. По оценке VYGON Consulting, к 2020 году в соответствии с действующими контрактами «Газпрома» на этот маршрут придется еще больше — до 70 млрд куб. м, а по оценке старшего аналитика «Уралсиб Kэпитал» Алексея Кокина — около 80 млрд куб. м.

Миллер спрогнозировал падение добычи газа в Европе и рост потребления российского газа. «В Европе объем собственной добычи неуклонно снижается. В 2005 году добыча составляла 310 млрд куб. м, в 2010 году — 305 млрд куб. м, оценка на 2015 год — 267 млрд куб. м», — сказал он. К 2025 году, по его словам, объем добычи собственного газа в Европе будет ниже 200 млрд куб. м. «До 2020 года законтрактовано 199 млрд куб. м «Газпрома», после нужно будет заключать новые контракты», — сообщил Миллер.

По мнению топ-менеджера монополии, прекращение поставок через Украину не оставит европейским компаниям выбора и им придется подключиться к «Турецкому потоку». «Газпром» всерьез настроен отказаться от использования транзитных возможностей Украины для поставок газа в Европу, говорил РБК в мае источник в российском газовом концерне. «Больше всего от отказа от этого решения потеряют EUstream [словацкий газовый оператор, который осуществляет транзит газа из Украины] и Словакия», — говорил он.

Европейцы уже сталкивались с похожей ситуацией во время запуска в 2011–2012 годах «Северного потока». Тогда «Газпрому» удалось изменить договоренности, уговорив покупателей топлива согласиться на новую точку приема газа. А в мае источник РБК, близкий к «Газпрому», утверждал, что в случае с «Северным потоком» переговоры с покупателями прошли легко и они быстро согласились с новой точкой. «Северный поток-2» должен сработать так же.

В апреле глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что за счет строительства газопровода «Турецкий поток» в 2019 году концерн собирается полностью прекратить транзит газа через территорию Украины. В 2019 году закончится действующий договор с украинской стороной. О том, что Россия не планирует его продлевать, в апреле говорил и министр энергетики Александр Новак. У «Газпрома» остается чуть больше четырех лет, чтобы договориться со всеми потребителями и наладить новые коридоры поставок газа в Европу.

Уложиться в заявленные сроки «Газпрому» не удастся, подсчитали эксперты компании VYGON Consulting. В лучшем случае к 2020 году концерн сможет сократить прокачку через Украину с прошлогодних 60 млрд до 10 млрд куб. м, пишут они в исследовании.