Вы здесь
Астрид Линдгрен "Военные дневники". Вторая половина 1943 года
1 сентября 1943 года
Вышеприведенную карту я взяла только для того, чтобы показать, как бедная маленькая Швеция зажата в тисках Германии, как и Швейцария. А мы, как цепные собаки, безудержно лаем на Германию, и мы и Швейцария. Из карты в ее первоначальном виде понятно, сколь немногим странам удалось избежать войны: Швеция, Швейцария, Испания, Португалия и Эйре (Ирландия — прим. ред.). Когда видишь эту карту, понимаешь, какая это невероятная милость, когда у нас по-прежнему царит мир, и у нас во всех отношениях все хорошо в такие времена, как сегодня, когда войне уже четыре года, и всем нашим соседям приходится так чудовищно. В Дании страшно. Идут массовые аресты. Почта и телефон по-прежнему отключены. Эта война продолжается уже почти столько же, сколько предыдущая, и ей должен прийти конец. 11 11ноября 1943 года должно наступить перемирие, тогда этой войне будет столько же лет и месяцев, как предыдущей Мировой войне.
9 сентября
Вчера вечером я сидела на краешке кровати Карин и читала ей «Дети капитана Гранта», когда вошел Ларс и сообщил, что Италия пошла на безоговорочную капитуляцию. Это не было неожиданностью, но все равно: чувство было совершенно особенное, как будто пережили памятный день этой войны, и я дала обоим детям по 25 эре, чтобы они его запомнили. Гордая ось ломает строй, и в Германии произнесено много горьких слов о предательстве, и очень прилежно ругают Виктора Эммануила. И Бадольо тоже (премьер-министр Италии — прим.ред.). Перемирие подписали еще 3 сентября на Сицилии, но держали в секрете, для того, вероятно, чтобы дать время итальянскому флоту дойти до гаваней союзников. Как долго смогут сопротивляться немцы? Худо обстоят дела в России, очень худо, и теперь союзники закрепились в Италии, и скоро, наверное, очередь Балкан. В Дании выносят смертные приговоры. И никакие шведские газеты туда не доходят, и все это одно сплошное испытание. Многие, многие бегут в Швецию.
3 октября
В Дании немцы начали преследовать евреев. Несколько тысяч будет депортировано. Шведское правительство выразило Берлину резкий протест и предложило, одновременно, принять у себя всех датских евреев. Никакого результата это, наверняка, не принесет. Пока масса евреев бежит сюда (из Дании). Неаполь в руках союзников. Скоро наступит очередь Рима. Мы вынуждены экономить газ, и результатом стало то, что нам опять дали горячую воду. Невозможно описать, какая это красота, и насколько это облегчает домашний труд.
24 октября
В ночь на пятницу самолет Аэротранспорта «Грипен» был обстрелян над Смегеном. Как потом выяснилось — немецким «Юнкерсом». После обстрела «Грипен» пролетел еще 20 минут, после чего взорвался бензобак, и самолет врезался в гору.13 пассажиров погибли, 3 спасли. Среди погибших — жены двух российских дипломатов, каждая летела с двумя детьми. У летчика и штурмана остались жены с грудными младенцами. И после заседания правления (Союза автомобилистов Швеции — прим. ред.) приходит домой сияющий от радости Стуре и объявляет, что он летит в Англию в командировку. Сейчас, однако, воздушные перевозки, слава Богу, приостановлены, так что он еще какое-то время угробить себя не сможет. Вчера я читала письмо одного датского еврея. Автор приводит имя человека, которому Гестапо якобы вырвало ногти, чтобы он выдал своих товарищей по нелегальной деятельности. Под пыткой он вроде бы выдал среди прочих и автора письма, который вынужден был поэтому бежать в Швецию. Далее он приводит имена нескольких 80-летних еврейских женщин, которых немцы во время транспортировки из Польши будто бы сталкивали в трюм корабля, чтобы они разбились насмерть. Все эти названные по имени люди явно были знакомыми адресата письма. Далее автор письма утверждал, что 11-летних еврейских девочек вывозят из Дании в германские бордели. Единственно, что остается, — надеяться, что это неправда.
7 ноября
...Скоро 11 ноября, День перемирия (День Компьенского перемирия 1918 года — прим. ред.), и в Германии, пишут в газетах, царит по этому поводу настоящий психоз. Факт, что весь мир находится в ожидании краха Германии, до него не может быть особенно долго, принимая во внимание происходящее на Восточном фронте. Позавчера я разговаривала с одной женщиной, недавно побывавшей в Германии. Там люди не могут смеяться, рассказала она; у всех серые лица; кажется, что все потеряли всякий интерес к жизни... Довольно много историй рассказывают о датском короле. Между прочим, говорят, что когда немцы хотели ввести по германскому образцу ношение в Дании звезды Давида (желтой звезды — прим. ред.), то король сказал, что он, в таком случае, будет первым, кто ее себе нашьет. Звезду Давида в Дании не ввели. Потом утверждают, что когда немцы хотели вывесить флаг со свастикой над Амалиенборгом (королевский дворец в Копенгагене, резиденция королевской семьи — прим. ред.), тогда Кристиан Х заявил, что датский солдат немедленно его снимет. «Тогда этот датский солдат будет убит», — заметил немецкий главнокомандующий. «Этот датский солдат — я», — сказал король.
29 ноября
Сейчас мы вступили в Рождественский пост, начиная постепенно радоваться приближению Рождества. Притулишься у камина и думаешь, как это прекрасно, что у тебя есть дом. По крайней мере, я так думаю. Но что сейчас должны чувствовать перед наступлением Рождества берлинцы? На этой неделе начались массированные бомбардировки Берлина. Разрушают квартал за кварталом. Ужасно думать об этом. Я не считаю, что англичане должны это делать для того, чтобы выиграть войну. Немцы, несомненно, показали хороший пример в Варшаве, Роттердаме, Ковентри и Лондоне, но также ужасно, когда речь идет о Берлине, и не очень хочется, чтобы англичане вели себя так же, как немцы. Если бы косило только нацистов, но, к несчастью, погибает множество невинных людей. Если бы можно было связать Гестапо вместе со всеми их подручными палачами и разбомбить их вдребезги, то у меня не было бы к ним и унции сострадания. Швеция сейчас затоплена, практически, беженцами. Кажется, их аж 50 тысяч здесь. И мы тонем на работе в письмах беженцев.
Рождество (25 декабря)
Это пятое военное Рождество, и еды у нас дома больше, чем когда-либо. У меня в холодильнике два больших окорока, холодец, печеночный паштет и свиные ребрышки, селедочный салат, 2 больших сыра и говяжий рулет. Кроме того, множество банок с печеньем: имбирные пряники, овсяное печенье, плетенка с коньяком, финские пряники и безе. Это второе Рождество, которое мы празднуем в Стокгольме, и в этот раз тоже все удалось. В этом году, какая удача, Карин не болеет. Она читала Евангелие и была, кроме того, Дедом Морозом. Мешок с подарками был такой тяжелый, что она едва его волокла... Я знаю не многих людей, у которых все было бы так хорошо, как у нас. Стуре получил с 1 января прибавку к зарплате — 4 тысячи крон в год. Папа и мама подарили нам со Стуре на Рождество по одной тысяче крон. Я наслаждалась в полной мере, подготавливая дом к Рождеству, и я постоянно чувствовала совершенную, всепроницающую благодарность за то, что это по-прежнему возможно, и за то, что мы живем в таком мирном уголке земли. Это звучит банально, но, это, во всяком случае, именно так. Я настолько благодарна за это, что не могу выразить словами, и полностью сознаю, что это должны быть самые счастливые годы моей жизни. Ведь ни один человек не может быть так счастлив очень долго. И я осознаю, что, что должны наступить испытания...
Последняя запись 1943 года: 27 декабря
Немецкий линкор «Шарнхорст» потоплен вчера у мыса Нордкап британскими военно-морскими силами. От немецкого флота остается не много, я так скажу.
По теме:
Астрид Линдгрен о Второй Мировой войне
Астрид Линдгрен "Военные дневники". 1939 год
Астрид Линдгрен "Военные дневники". 1940 год
Астрид Линдгрен "Военные дневники". Первая половина 1941 года
Астрид Линдгрен "Военные дневники". Вторая половина 1941 года
Астрид Линдгрен "Военные дневники". Первая половина 1943 года