Общественно-политический журнал

 

Чем вообще может быть хороша партия, участвующая в российских выборах?

Самое поразительное во всей интриге вокруг лидерства в "Яблоке" – молчание государственных троллей по поводу Льва Шлосберга. Яркий региональный политик-оппозиционер на наших глазах становится федеральным. Он принципиален, непримирим, популярен и не запачкан, его имя во главе партии может принести ей ощутимое количество новых сторонников. При таких условиях задачи дальнейшее рисуется как бы само собой: сначала анонимный пост в соцсетях – Шлосберг агент Браудера, бизнес-партнер Коломойского и консультант Госдепартамента. Потом новость на ленте РИА – "Блогеры: Шлосберг агент", – и далее по тексту. Потом фильм на НТВ – "Анатомия Шлосберга". Дальше запрос депутата Дегтярева. Дальше проверка СК, Маркин, который обещает разобраться. Дальше уголовное дело, неважно какое, и на очередной пресс-конференции Путин хихикает: мол, чтобы иметь моральное право обличать, надо самому быть чистым.

И вот ничего этого не было, почему-то отлаженная государственная машина вообще никак не отреагировала на этот риск. Не было ни компромата, ни угроз, ни атак, как будто бы в современной России это в порядке вещей: чтобы к лидерству в системной, допущенной к выборам и даже получающей государственное финансирование партии шел человек, уже не раз зарекомендовавший себя как самый последовательный и бескомпромиссный оппонент существующей власти. Это выглядит еще более странно сейчас, уже после съезда "Яблока", на котором Григорию Явлинскому пришлось приложить очень серьезное открытое усилие, чтобы не допустить Шлосберга в лидеры партии. То есть мы увидели, что у псковского политика были очень неплохие шансы возглавить партию: Явлинскому пришлось бороться со Шлосбергом самому, почему-то администрация президента не пришла ему на помощь.

Но вообще-то понятно почему. У администрации президента не было вообще никаких оснований препятствовать избранию Шлосберга председателем "Яблока". Настоящую угрозу Шлосберг представлял только авторитарному основателю "Яблока", не желающему подвергать ревизии вождистские порядки в партии. Собственно, поэтому Явлинский и не допустил победы Шлосберга.

А Кремль наоборот, был максимально заинтересован именно в Шлосберге, а не в ком-то другом во главе "Яблока", и, может быть, сегодня Вячеслав Володин в своем кабинете уже орет на кого-нибудь из своих подчиненных, проваливших задание. Да, разумеется, Шлосберг во главе "Яблока" идеально соответствовал бы интересам администрации президента – упаси Боже, я не хочу сказать или намекнуть, что Шлосберг тайно работает на Кремль, нет. Именно потому, что он независим, ярок, честен и непримирим, он и нужен был Кремлю во главе "Яблока".

Потому что нет лучшего способа угробить яркого и честного политика в современной России, чем отправить его участвовать в выборах во главе системной партии. На входе – честный человек, борец, угроза власти. На выходе – унылый лицемер: "Мы повысили узнаваемость партийного бренда, рассказали людям правду, заставили власть продемонстрировать, что она нас боится". Представить себе Шлосберга таким я не могу, и хотелось бы спросить у тех, кто болел за него во время съезда "Яблока": что, вы вот таким его хотели видеть в 2016 году? Дискутирующим с Касьяновым и с "Патриотами России" в дебатах на канале "Россия-24" в восемь часов утра? Унижающимся перед наперсточниками из Центризбиркома на очередном заседании по рассмотрению жалобы от ЛДПР? Повышающим явку и создающим интригу, по итогам которой Володин и Чуров получат по ордену? Успокаивающим расстроенных волонтеров в штабе Максима Каца в ночь после голосования? Но зачем? Чем вообще может быть хороша партия, участвующая в российских выборах?

Любое бессмысленное действие и любая имитация всегда будут самыми надежными союзниками Путина. Та оппозиция, которая готова играть по кремлевским правилам, всегда будет главной линией обороны Кремля. Лидерство в "Яблоке" поставило бы Шлосберга в эту линию, но вождизм и ревность Явлинского спасли Шлосберга от участия в позорной кремлевской игре. Слава Богу, он не будет лидером системной партии. Слава Богу, он не будет дебатировать с Касьяновым. Слава Богу, у него не будет штаба с жизнерадостными волонтерами. Он не будет делать вид, что в России есть выборы и парламент. Он не будет в это играть.

Он останется Львом Шлосбергом – этической и эстетической альтернативой принятому в России порядку вещей, послом рок-н-ролла в неритмичной стране. Не бывает политики в специально отведенных местах, не бывает лицензии на противостояние Кремлю, выписанной в Кремле. Шлосберг так и остался без лицензии, но это его победа, результаты которой станут очевидны уже после выборов 2016 года, а может быть, и раньше.

Олег Кашин