Общественно-политический журнал

 

О повышении пенсионного возраста

Одна моя знакомая окончила прокурорский факультет юридической академии, и вскоре после этого поехала работать помощником прокурора в один из городов ХМАО. Время учебы засчитывается в стаж с коэффициентом 0.5 (5 лет учебы за 2.5 года выслуги), время службы в районах Крайнего Севера — то ли 1.5, то ли 2; короче говоря, в тридцать с небольшим у нее уже есть 20 лет выслуги, и она выходит на пенсию по выслуге лет с выходным пособием (20 месячных окладов со всеми надбавками). Сама эта пенсия с пенсией по старости вовсе не сравнится: она составляет 80% от зарплаты, то есть не менее 40-50 тысяч рублей в месяц, плюс еще прокурор по выходу на пенсию получает право на дополнительную жилплощадь.

В соответствии с ФЗ-131 "О местном самоуправлении", в городской Думе не более 10% депутатов имеют право работать на освобожденной основе. Так, в Екатеринбургской городской Думе на 35 депутатов приходится всего 3 ставки зарплаты. Зарплату получают председатель Думы и его заместитель, а с третьей ставкой, в мою бытность депутатом, в мэрии придумали забавный трюк: каждый желающий депутат мог на месяц уйти в отпуск на своей основной работе и месяц, по очереди, проработать "депутатом на освобожденной основе", таким образом получая стаж муниципальной службы. При выходе на пенсию по старости это даст право каждому из их получать надбавку как муниципальным служащим — если не ошибаюсь, что-то около 20 тысяч рублей в месяц.

Число таких примеров можно увеличить стократно. Я это к чему: после моего вчерашнего поста про то, как власть будет повышать пенсионный возраст (https://www.facebook.com/leonid.m.volkov/posts/1015579701797996) я, предсказуемо, получил дюжину комментариев на тему "ты смешно пошутил, но ведь, если по-серьезному, его действительно надо повышать!". И я знаю, что очень многие сторонники именно так и думают: "ну да, конечно, правительство сделает все криво-косо, но в конце-то концов от этого никуда не деться, объективная реальность в том, что пенсионный возраст должен быть повышен, и любая власть в России обязательно должна заняться его повышением".

Так вот, друзья, это не так. Объективная реальность состоит в том, что мы не располагаем необходимой исходной информацией о том, из каких сумм складываются пенсионные расходы. Я вообще не уверен, например, что пенсии по старости составляют их основную часть. Вы только представьте себе армии, мириады пенсионеров государственной и муниципальной службы, прокуратуры, СК, ФСБ, ФССП, ФСКН, ФСИН, ОГПУ и ВЧК, МВД, МО и МЧС, ФТС, ФНС и фитосанитарного контроля, льготников второй очереди, первой очереди и внеочередных, надбавки за особые условия холода, за особые условия тепла, за необходимость применять спецсредства и за просто так; жилищные сертификаты, пособия и матпомощи; и так далее, до бесконечности. Все это ждет анализа, оцифровки, и внимательного рассмотрения.

Очень запросто может оказаться, например, что эффект, аналогичный повышению пенсионного возраста на 5 лет, можно достичь 10%-ным урезанием льгот всему многообразию бесконечных блатных категорий пенсионного спецконтингента, например. А может и нет: мы не знаем, никто не знает.

Нынешняя власть на это никогда не пойдет, потому что она на спецконтингенте только и держится; по этой же причине вся полнота цифр о реальной структуре всех этих расходов не является широко доступной и не обсуждается в публичном политическом пространстве. Вместо этого власть, привычно, навязывает ложную альтернативу: "либо пенсионный возраст будет повышаться, либо нечем будет пенсии платить".

Леонид Волков