Общественно-политический журнал

 

Механизмов, которые бы сдерживали распространение военных конфликтов нет

Следует разделять апокалиптические предсказания и реальность. Я вот не верю в ядерную мировую конфронтацию. Ядерное оружие, в том числе и в России, находится под жестким контролем и в рамках международной инспекции. Поэтому я не верю, что сейчас существует угроза неожиданного или спровоцированного использования ядерного оружия.

Тем не менее мы видим, как международное правовое пространство распадается. Международные институты, прежде всего система ООН и Совбеза, оказались неэффективными.

Блоки тоже не могут стать инструментом для разрешения кризиса, поэтому сейчас мы вступаем в ситуацию возможного размножения плюрализма военных конфликтов. Ведь механизмов, которые бы сдерживали такое распространение, нет.

Почему? Во-первых, Минские договоренности не являются способом решения войны на Донбассе, а договоренности по Сирии не являются способом выхода из гражданской войны в Сирии. В обоих случаях - в наличии несовместимые враждебные интересы, которые нельзя применить в рамках этих компромиссов.

Поэтому эти конфликты сохранятся, будут тлеть, вряд ли их можно заморозить. Кроме Донбасса и Сирии есть еще и Приднестровье, Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия. Эти конфликты могут разморозиться в любой момент.

Дальше. Пространство Ближнего Востока распадается, и разбрасывание конфликтов идет на все страны. Это - Сирия, Ливия, Афганистан, Ирак, Йемен и, возможно, Египет и Турция. Конфликты полыхают во всем регионе. Конечно, при таком их многообразии искра может может вызвать большие противостояния. Между суннитскими и шиитскими государствами, между Саудовской Аравией и Ираном, которые могут втянуть в конфликт и другие страны. Чего только стоит конфликт между Россией и Турцией, при том, что последняя - член НАТО. Этого конфликта опасаются все, ведь он может вовлечь и НАТО.

Лилия Шевцова