Общественно-политический журнал

 

Зачем Египту "Мистрали"

2 июня 2016 года Франция доставила Египту первый вертолетоносец типа "Мистраль", изначально предназначенный для России.

Франция заморозила передачу "Мистралей" России в конце 2014 года после российской аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины. Точная стоимость контракта не разглашается, но Париж утверждает, что не остался в убытке.

Эксперты гадают, зачем Египту вертолетоносцы и как их приобретение отразится на балансе сил в регионе.

Александр Гольц: "Мистраль" - это оружие проекции силы. И если Египет предполагает проводить десантные операции, операции по освобождению заложников, операции по экстренной эвакуации из какой-то из объятых кризисом стран, то "Мистрали" очень хороши для этого.

Это свидетельствует о том, что египетские военные уже не зацикливаются исключительно на идее противостояния Израилю. Появились другие задачи - в частности, борьба с терроризмом, который конкретизирован в вероятной борьбе с ИГИЛ, например. И "Мистрали" для этого очень годятся.

Надо понимать, что "Мистраль" - одно из воплощений современной военно-морской мощи. И для тех стран, которые хотят идти в ногу со временем, если у них хватает денег на это, "Мистраль" - интересное оружие.

Слухи о возможном участии в этой сделке Египта начались, как только президент Египта приехал в Москву и очевидным образом стал приглядываться к вертолетам Ка-52К. Покупать эти вертолеты просто так особого смысла нет, а вот если приобретать их для того, чтобы поставить их на "Мистрали" - а "Мистраль" приспособлен под Ка-52, он под них и строился, - то это вполне разумный подход.

Египет - одно из относительно и более-менее дружественных Израилю государств. И вряд ли это может вызвать какое-либо серьезное беспокойство. Еще раз повторю, это совершенно не для того, чтобы противостоять Израилю.

Майкл Стивенс, научный сотрудник Королевского института оборонных исследований в Лондоне, эксперт по Ближнему Востоку

Начнем с того, что в ближайшие годы Египту придется брать на себя больше обязательств, чтобы обеспечить безопасность в регионе в целом. Прямо на границе - конфликт в Ливии, который принес им много хлопот за последние месяцы. В Египте думали о том, как можно было бы погасить этот очаг напряженности, но политический климат в соседней стране пока не позволяет сделать этого. Поэтому Египту нужно располагать военными силами, готовыми к быстрому развертыванию, если они собираются поддержать правительство в Тобруке [в этот город в 2014 году переехало из Триполи правительство Ливии, которое признается мировым сообществом, но фактически контролирует только этот город].

У Египта также есть собственные проблемы с безопасностью на Синае, кроме того, существует угроза со стороны южной части Красного моря в районе Баб-эдь-Мандебского пролива, вблизи Адена в Йемене, со стороны контрабандистов, прибывающих со стороны Африканского Рога и так далее.

Так что налицо необходимость иметь в своем распоряжении военно-морские силы, готовые к быстрому развертыванию. Вместе с тем для Египта это довольно большая сумма в сфере военных расходов. К тому же неясно, откуда они возьмут эти средства. Но в целом, я бы сказал, очень интересная сделка.

Предположение о том, что Саудовская Аравия поможет Египту в сделке с "Мистралями", вполне разумно. Саудовцы могут предоставить это в виде кредита на развитие, либо программы финансирования иностранных военных сил. В конце концов, надо признать, что лишней наличности сейчас у Египта нет, чтобы взять и выложить 1,2 млрд долларов на приобретение военных кораблей. Экономика переживает не лучшие времена: значительный дефицит бюджета, кризис в туристической отрасли, структурный рост экономики - ниже уровня 2011 года - и так далее.

Ситуация может улучшиться, конечно, и поддержка Саудовской Аравии будет как нельзя кстати.

На первом месте для Египта стоят, прежде всего, вопросы собственной внутренней безопасности, а также приграничные проблемы с Ливией.

В данный момент Египет не заинтересован в долгосрочном задействовании своих сил в военном конфликте ни в Йемене, ни в Сирии. Однако Египет держит все возможности открытыми и пытается усилить свое стратегическое влияние в регионе.

По моему мнению, эта сделка даст Египту возможность в течение ближайшего десятилетия (если ситуация в стране стабилизируется, конечно) вновь заявить о себе как о большом региональном игроке, с которым придется считаться.