Вы здесь
Донбасс на пороге новой военной эскалации?
В последнее время о ходе военного конфликта в Донецкой и Луганской областях поступает крайне скудная информация, пишет в среду, 10 августа Washington Post. В газете сетуют, что пока внимание Запада было переключено на другие проблемы, «Россия и ее марионетки неуклонно усугубляли ситуацию на поле боя».
То, что тема украинского кризиса отошла на второй план даже в информационном пространстве России, особенно в сравнении с совсем недавним периодом, отметили многие наблюдатели.Реже стали возвращаться к этой теме и международные медиа. Между тем, кровопролитие на востоке Украины продолжается, а количество раненых и убитых, в том числе среди мирных жителей, растет.
По данным ООН, только за два первых летних месяца на Донбассе убиты 20 гражданских лиц, а 122 получили ранения, что в два раза превышает среднемесячное количество жертв за период, начиная с конца прошлого года. Гибнут и военнослужащие. К большому числу жертв приводят обстрелы сепаратистами объектов на линии соприкосновения и находящихся в зоне АТО районов Украины из тяжелого оружия, включая артиллерию и установки «Град», применение которых запрещено Минскими соглашениями.
Продолжаются и регулярные военные поставки вооружения из РФ, которые осуществляются через восточную границу Украины, находящуюся под полным российским контролем. По информации Киева, на Донбасс гонят целые составы с военной техникой.
По оценкам НАТО и других внешних наблюдателей, количество российских военных, действующих на востоке Украины, составляет около десяти тысяч.
Профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич, в прошлом секретарь политсовета партии «Либеральная Россия» признался, что, по его мнению, идет вполне сознательное нагнетание обстановки, причем с обеих сторон. Многие эксперты по разные стороны «баррикады» говорят о возможном начале новой «большой войны», констатировал он.
«Сюда же хорошо вписывается покушение в Луганске (на лидера так называемой ЛНР Игоря Плотницкого) и информация о том, что на Донбасс переправили несколько сот российских танков, – добавил профессор. – А переговоры контактной группы опять ни к чему не привели».
По мнению Юлия Нисневича, обстановка явно взрывоопасная.
«Долго такие нарывы существовать не могут, – заметил он. – Есть известный закон, гласящий, что, когда друг против друга стоят вооруженные люди, то рано или поздно это приведет к прямому столкновению. Войска не могут долго бездействовать. Таков, к сожалению, закон войны».
При этом обе стороны постоянно опасаются внезапного наступления противника, подчеркнул политолог, назвавший это также синдром войны.
«В связи с этим взаимное недоверие возрастает, а усугубляется оно тем, что не производится никаких действий по снижению напряженности», - резюмировал он.
Вместе с тем, Нисневич затруднился определить, кто в большей степени заинтересован сегодня в разжигании нового пожара на Донбассе.
«И у России есть задача побыстрее кардинально решить проблему, - рассуждает он. – Потому что кормить бесконечно Донбасс невозможно. А в Украине, видимо, действуют свои механизмы. Там тоже есть разные экстремистские силы, которые заинтересованы в очередном всплеске насилия».
В этом контексте и на фоне заявлений о прогрессе в переговорах о более тесном военном сотрудничестве и обмене разведданными с Россией в отношении Сирии, о чем недавно говорил госсекретарь США Джон Керри, некоторые аналитики заговорили об отходе украинского кризиса на второй план в международной повестке дня.
Однако внештатный сотрудник Российско-евразийской программы «Четтем Хауз» Николай Кожанов так не думает.
«Для России что Сирия, что Украина представляют два одинаково важных вызова, – пояснил он. – И выторговывать один на другой с тем, чтобы получить какие-то уступки по Украине в обмен на уступки по Сирии не представляется возможным».
По словам эксперта, если сирийский вызов в Москве воспринимается как некая угроза стабильности постсоветского пространства, то на украинском направлении видна прямая попытка диктовать условия на постсоветском пространстве.
«Думаю, никакого «размена» здесь не произойдет, – считает он. – Есть и другие феномены. Полагаю, что Запад стал уставать от того медленного прогресса, который мы видим по развитию и трансформации украинского общества. Западные ожидания здесь несколько не оправдались».
Поэтому невольно и возникло желание отодвинуть этот вопрос на дальний план, особенно на фоне, с одной стороны, президентских выборов в США, а с другой – трагических событий в Европе, обобщил Николай Кожанов.
Развертывание сил под видом истерики обиженного
Президент России Владимир Путин провел совещание членов Совета Безопасности, на котором обсуждалось укрепление безопасности Крыма после сообщений о предотвращенных терактах.
ФСБ России сообщила в среду, что два человека были убиты при попытке помешать украинским «диверсантам» совершить то, что российская спецслужба назвала серией терактов в Крыму.
Украина отвергла эти заявления, как «фантазии» и «провокацию».
Кремль сообщил в четверг, что Путин провел совещание членов Совета Безопасности, чтобы обсудить «дополнительные меры» по обеспечению безопасности фактической границы Крыма, территориальных вод вокруг полуострова и его воздушное пространства.
Пресс-служба министерства обороны сообщила также, что Черноморский флот с 11 по 13 августа проведет учения по противодействию подводным диверсантам.
В сообщении говорится, что в ходе учений будет отрабатываться отражение «нападения подводных диверсантов со стороны моря на пункт базирования сил Черноморского флота».
***
Президент России Владимир Путин обвинил Украину в том, что она предпочитает террор миру после событий в Крыму, которые, по его словам, были организованы военными и спецслужбами Украины.
«Думаю, что для всех уже очевидно, что сегодняшние киевские власти не ищут способа решения проблем путём переговоров, а переходят к террору, – сказал Путин. – Это очень тревожная вещь».
«Попытка спровоцировать всплеск насилия, спровоцировать конфликт – это не что иное, как желание увести внимание общественности страны от тех людей, которые захватили власть в Киеве», – отметил он на пресс-конференции в Москве в среду.
«Мы, конечно, сделаем все для того, чтобы обеспечить безопасность объектов инфраструктуры, граждан, примем дополнительные меры по обеспечению безопасности, причем это будут серьезные дополнительные меры: технические и не только», – добавил российский лидер (вот! С этого ему и нужно было начинать. Вся суть в этом, в создании повода для развертывания дополнительных сил - ЭР).
Но президент Украины Петр Порошенко в среду отверг заявления Путина, назвав их «бессмысленными и циничными».