Общественно-политический журнал

 

Россия, сама испытавшая ленинградскую блокаду, устроила блокаду Алеппо

Перерыв в бомбардировках находящихся под контролем повстанцев восточных районов Алеппо, устроенный российскими военными, дал небольшую передышку и мирным жителям, и боевикам, осажденным в этом сирийском городе.

По меньшей мере 250 тысяч человек с июля находятся почти в полной осаде, устроенной проправительственными силами. Как сообщается, они живут в чудовищных условиях, масштабы разрушений в городе огромны.

Почему эти люди остаются в городе и кто живет в Алеппо?

В Алеппо, бывшем экономическом центре Сирии, до войны проживало около 2 млн человек. Около миллиона по-прежнему живет на западе города в относительной безопасности.

Однако те, кто оказался заперт в восточных районах, живут в чудовищных условиях. Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Стивен О'Брайен недавно назвал эту зону "вершиной ужаса".

Там подходят к концу запасы продовольствия и топлива, инфраструктура коммунальных услуг и медицинского обслуживания уничтожена.

Повстанцы ведут ответные обстрелы западных районов, в результате которых тоже гибнут мирные жители, однако масштаб этих действий не так велик.

Почему люди не покинули восточный Алеппо?

По их собственным словам, главная причина в том, что они окружены.

"Кто-то уехал еще до осады, но сейчас уже никому не выбраться", - объясняет Мохаммед, преподаватель фонетики университета Алеппо.

Люди стараются экономить заряд своих телефонных батарей, поскольку электричество дают лишь на несколько часов в день.

И все же им удается обменяться сообщениями с внешним миром.

Доктор Оссама - один из всего лишь 30 врачей, которые остались, чтобы обслуживать 250 тысяч жителей восточного Алеппо. По его словам, положение просто отчаянное.

"Город в полной осаде, нет продовольствия, электричества, питьевой воды, все дороги, ведущие из Алеппо, перекрыты, - говорит доктор Оссама. - Ситуация сложилась крайне опасная, каждую секунду вы можете попасть под бомбежку или пулю снайпера".

Учительница по имени Фатима говорит, что никак не ожидала блокады.

"Все мои родственники еще три года назад уехали в Египет и Турцию. А я осталась, чтобы закончить учебу на юридическом факультете университета Алеппо, - рассказывает Фатима. - Мы и представить не могли, что окажемся в кольце. Мы не думали, что режим пойдет на это. До осады у нас было продовольствие и лекарства, а к обстрелам мы уже начали привыкать. Но сегодня бомбежки стали намного опаснее".

Сирийские власти и их российские союзники периодически открывают "гуманитарные коридоры", чтобы дать возможность мирным жителям покинуть город. Однако жители восточного Алеппо сильно сомневаются в безопасности этих коридоров.

"Режим лжет по поводу этих гуманитарных коридоров", - говорит Абдулкафи, преподаватель английского языка в университете Алеппо.

"Если к вам пришел грабитель и убил вашего сына и дочь, а через 10 дней он предлагает вам: приходите ко мне в гости, будьте как дома, - разве вы ему поверите?" - говорит он.

Абдулкафи живет в Алеппо три года. До войны он читал лекции в другом городе. Он принимал участие в демонстрациях против президента Асада.

"Меня обвинили в участии в протестах, и мне пришлось бежать в Алеппо. Режим Асада всех нас считает террористами. Но мы готовы умереть, защищаясь. Я не боец, но буду сражаться не на жизнь, а на смерть", - говорит Абдулкафи.

Некоторые жители восточного Алеппо указывают на то, что даже если бы не было осады, бросить все и стать беженцами им было бы не под силу.

"Одна из очень важных причин, по которой многие остались, заключается в том, что они бедны, - говорит Фатима. - У них просто нет денег, чтобы снимать жилье или покупать еду, не говоря уже о том, чтобы уехать из Сирии в Турцию или другую страну".

Все, с кем мы разговаривали, уверяли, что и впредь откажутся уезжать из Алеппо, потому что это их дом.

"Алеппо - это моя жизнь, моя страна, как я могу его покинуть? - задается вопросом Фатима. - Здесь живут мирные люди. Они не боевики, они просто хотят избавиться от режима и получить свободу".

"Это наша земля, она принадлежит нам, - добавляет Мохаммед. - Асад хочет выгнать нас из дома, сделать беженцами, но люди хотят сохранить свои дома, разве это не предельно ясно? Моя жена на седьмом месяце, и здесь очень опасно, особенно из-за блокады. Она очень боится и каждый день думает, что этот день может стать для нас последним. Она мечтает только о том, чтобы увидеть нашего новорожденного ребенка".

Исмаил работает добровольцем в организации "Белые шлемы", которая занимается спасением жителей из-под развалин после бомбежек. Он утверждает, что никогда не уедет из Алеппо.

"Я не уезжаю, потому что это моя земля, мой город, мой дом, - говорит Исмаил. - Нам уже нечего есть, а через месяц у нас совсем закончится хлеб и топливо. Остается надеяться только на то, что блокада будет прорвана. Но мы не просим хлеба, нам нужна свобода и справедливость".

"Многие жители предпочли бы погибнуть в Алеппо, нежели покинуть город, - говорит доктор Оссама. - Если мы уйдем из Алеппо, мы потерям свой дом, а наш дом - это наша жизнь. Тогда победа достанется режиму и русским".

Когда мы брали интервью у Абдулкафи, он вел урок английского в школе. И он задал ученику по имени Хамад вопрос, хочет ли тот уехать из города.

"Нет, конечно я не уеду, - ответил школьник. - Я здесь живу и здесь останусь, это моя земля".

Абдулкафи, как и многие другие жители города, с которыми нам удалось поговорить, уверяет, что даже несмотря на то, что у него восьмимесячная дочь, останется в Алеппо.

"Везде опасно, зато свобода есть не везде, - объясняет он. - Люди остаются здесь потому, что выбрали свободу. Мы не можем уехать. Нас не простит кровь убитых здесь детей. Люди, страдающие тут, не простят нас. Быть свободным - это самое ценное, что есть на свете".