Общественно-политический журнал

 

Нефть и рубль продолжат падение после того как пыль осядет

ОПЕК рассчитывает, что стабильность на мировом нефтяном рынке начнет восстанавливаться во втором-третьем кварталах 2017 года. Эти ожидания опираются на договоренность о сокращении добычи, заключенную членами картеля 10 декабря в Вене. Вместе с тем ОПЕК сделал «политическим принципом» отказ от ориентации на конкретные прогнозы по ценам на нефть. Хотя ситуация на рынке энергоносителей напрямую влияет на курс рубля, причинами для колебаний валютного курса становятся и другие факторы. Так, например, как считают аналитики, во вторник российский рубль отреагировал укреплением на решение избранного президента США Дональда Трампа назначить Рекса Тиллерсона новым госсекретарем США. О текущих тенденциях на нефтяном и валютном рынках рассказал директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— Последние дни мы видим постепенное удорожание нефти на мировом рынке и укрепление курса рубля. В чем причины этих изменений?

  — Самый мощный фактор нынешнего повышения цен на нефть — недавно достигнутая договоренность стран производителей нефти (ОПЕК) о сокращении добычи «черного золота», дополненная еще и соглашением с государствами, которые также обладают большими запасами нефти, но не входят в этот картель. Фактор мощный и спекулянты пользуются этим.

Вывод, что здесь работают именно спекулятивные механизмы, аргументируется тем, что новые цены формируются не спросом и предложением. Предложение, собственно говоря, еще не уменьшилось, пока только лишь оговорились об этом. Больше того, в ноябре вообще был зафиксирован рекордный уровень добычи нефти — 34 млн баррелей. То есть предложение-то сегодня как раз максимально возможное. Соответственно, все должно быть наоборот — когда предложение зашкаливает, цена падает. Но, раз так не происходит, значит, работают ожидания, спекуляция.

— То есть нынешний рост цен на нефть — это явление временное?

  — Думаю, что, да. Причины для того, чтобы они качнулись в другую сторону, есть. Какие это могут быть факторы? Например, выяснится, что среди нефтедобывающих стран, не являющихся членами ОПЕК, не собираются сокращать ее добычу, допустим, такие страны как Норвегия, США. Да и сами страны ОПЕК не будут придерживаться достигнутых договоренностей. Вероятность этого достаточно велика. Хотя и говорят, что есть какие-то механизмы контроля, верится в это с трудом. А реальное невыполнение решения, принятого в Вене, это как раз то, что может развернуть рынок нефтяных цен в другую сторону.

— Какие еще факторы могут этому способствовать?

— Например, политика Федеральной резервной системы (ФРС) США. Буквально в эти дни почти со стопроцентной вероятностью ставка ФРС повысится. Нефть номинирована в американской валюте, а значит, повышение ставок ФРС автоматически означает удешевление цены на нефть в долларах. В следующем году обещают неоднократное повышение ставок ФРС. То есть этот процесс будет закрепляться. Когда эти факторы сойдутся, это развернет динамику цен на нефти в противоположную сторону — на понижение и, соответственно, на ослабление рубля.

— Можно ли добавить к этим факторам обещание Трампа разморозить добычу нефти в самих Соединенных Штатах?

  — Да. Будет и поддержка этой отрасли со стороны нового руководства США, кроме того, безусловно, Америка станет наращивать и добычу сланцевой нефти. Уже несколько месяцев растет число буровых установок по добыче этой нефти в Штатах. Реальный эффект от этого — значимое увеличение добычи нефти в США — ожидается к весне 2017 года. Штаты, которые не связанны никакими договоренностями ни с ОПЕК, ни со странами не входящими в этот картель, несомненно воспользуются сложившейся ситуацией. Для них уровень цен 50 долларов за баррель (и даже выше) уже вполне комфортен. И вот здесь включится не спекулятивный, а самый что ни на есть рыночный механизм — увеличивающееся предложение нефти будет толкать цену на нее вниз. Во что это выразится для рубля — тоже понятно, он будет падать.

— Иран, вторая страна по запасам нефти в мире, насколько я помню, тоже не собирался сокращать ее добычу.

 — Совершенно верно. Наоборот, иранцы собираются увеличивать производство. Но есть и другие факторы, которые будут способствовать понижению цены на энергоресурсы. Мы сейчас говорили о предложении, а что с потреблением? Такого спроса на нефть в мире, как раньше, уже не будет. Тот же Китай уже сократил этим летом (по сравнению с прошлым годом) добычу собственной нефти. Замедление темпов роста экономики в КНР означает и снижение потребления нефтепродуктов.

 Другими словами, цены на нефть будут испытывать давление как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Так что период нынешнего ажиотажа закончится и все будет уже не так радужно.

— А что будет с курсом рубля на этом фоне?

  — Сложно прогнозировать, но думаю, что рублей пять к нынешним 60-61 рублям за доллар он может прибавить еще до наступления нового года.

Александр Желенин