Общественно-политический журнал

 

Масштабный протест дальнобойщиков, который Москва пытается проигнорировать

"Она простиралась по всей линии горизонта, походя на гигантскую разноцветную механическую гусеницу, и она была зла, очень зла. Череда кабин грузовиков казалась бесконечной - их пневматические сигналы гудели, их мощные моторы ревели, и они заполонили узкое шоссе, окаймляющее побережье Каспийского моря в беспокойной южной российской республике Дагестан", - повествует Дэвид Филиппов, шеф российского бюро The Washington Post.

"Недавняя акция протеста дальнобойщиков в Дагестане проходила в рамках национальной забастовки тысяч водителей, которые заявляют, что транспортный налог, который российское правительство только что подняло, лишает их возможности зарабатывать на жизнь, - поясняет автор. - Водители, прекратившие работать 27 марта, жалуются на то, что налог в лучшем случае неэффективен и подозрителен, учитывая, что его собирает частная компания, имеющая связи с Владимиром Путиным".

"Российские власти усматривают в этом политический вызов, - говорится далее. - Ожидается, что Путин будет баллотироваться в президенты в 2018 году, и, судя по всему, Кремль хочет продемонстрировать прочность рейтинга поддержки у населения, которые в течение трех лет не опускались ниже 80%". "Как и в случае с антикоррупционными митингами, - продолжает журналист, - власти ответили дальнобойщикам тактикой запугивания и информационной блокадой. Организаторов забастовки задерживали по сфабрикованным, обвинениям и без каких-либо оснований, кроме стремления властей продемонстрировать, на что они способны".

В Дагестане расстроены тем, что СМИ не освещают протесты, говорится в статье. "Лидеры профсоюзов дальнобойщиков заявляют, что более 30 тыс. водителей прекратили работу; 4 тыс. грузовиков припаркованы в дагестанском придорожном городе Манас и его окрестностях - этот населенный пункт стал центром протестов", - отмечает журналист.

Магомед Ибрагимов, который, как и многие другие участники протеста в Дагестане, работает на своем грузовике как независимый подрядчик, сформулировал проблему в беседе с автором. "Мы платим, и платим, и платим повсюду, вот и все, - сказал он, затягиваясь сигаретой. - Я больше не вижу смысла в своей работе".

Дальнобойщики протестуют против "Платона" - системы взимания покилометровой платы с тяжелых грузовиков, которую впервые внедрили в 2015 году.

"На этот раз дальнобойщики начали забастовку после того, как российское правительство объявило, что оно удвоит тариф "Платона" 15 апреля, - сообщает журналист. - Правительство премьер-министра Дмитрия Медведева смягчило этот удар в марте, временно снизив повышение тарифа, который вырос примерно до 3,4 центов за километр".

"Это не кажется большой суммой, - отмечает американский журналист. - Но Ибрагимов говорит, что он проезжает в год 100 тыс. км, поэтому общая сумма налога достигнет 3,4 тыс. долларов. По его словам, его годовой доход в лучшие времена - 6,5 тыс. долларов. Учитывая расходы на топливо и износ транспортного средства, он ожидает чистого убытка. Он и другие дальнобойщики решили, что лучше остаться дома в знак протеста, чем работать".

Оператор "Платона" переадресовал запрос журналиста в "Росавтодор". "Представитель агентства Дмитрий Игнатьев сказал, что проблема не в системе "Платон", которую он описал как типичную для Европы систему взимания платы за проезд, - информирует автор. - Все собранные деньги поступают прямиком в дорожный фонд, заявил он, а оплата услуг поставщика правительством "совершенно прозрачна". По словам Игнатьева, "против "Платона" выступают владельцы бизнеса по перевозкам, которые уклонялись от налогов и занижали цену на свои услуги". Он также добавил, что "на водителей бизнесов, работающих в рамках закона, "Платон" не повлияет".

Камал Магомедов, еще один дальнобойщик в Манасе, отметил в беседе с автором, что "последний аргумент Игнатьева может быть правдой в случае крупных компаний, но дальнобойщики, работающие на себя, и маленькие компании несправедливо обременены".

"Только отмена "Платона" заставит нас прекратить забастовку", - заявил он.

Жители Ижевска привозят бастующим еду и воду

С 17 апреля на обочине вдоль Воткинского шоссе в Ижевске на всем протяжении дороги от штрафстоянки до поворота на СХВ стоит огромная вереница фур. В «лагере» дальнобойщиков сейчас порядка 20 машин. Люди приехали из Глазова, Завьялово, Ижевска, Воткинска. Многие из них – частные предприниматели.

Дальнобойщики рассказали, что уже 5 дней живут, ночуют и обедают в своих фурах. В рефрижераторе организовали штаб и кухню. Здесь дальнобойщики укрываются от ветра и холода, греют воду и едят. Есть обогреватель, который работает от бензиновой электростанции. Поставили стол, принесли газовую плитку и баллон, для разогрева пищи.

Часть еды покупают сами, часть привозят люди. Навестить бастующих приходят пенсионеры, пешеходы, велосипедисты и все, кому не безразлична данная ситуация. Помогают, кто чем может. Кто-то везет соки, питьевую воду, одноразовую посуду, предметы первой необходимости. Другие приносят хлеб, чай, сахар, колбасу, армейские сухие пайки и сигареты.

- Я семьянин, есть ребенок. Приехал сюда из Подшивалово. Родственники стараются поддерживать. Жена приготовила пирожки, привезла. Все очень рады были. Родители звонят, беспокоятся. Просят одеваться теплее. Негативной реакции на нашу стачку нет, только положительная, - говорит Игорь Невоструев, частный предприниматель.

Дальнобойщики на вопрос не мерзнут ли, смеются, говорят, бывает по-разному. Внутри рефрижератора теплее, чем на улице. Спят участники стачки прямо в кабинах. Те, кто живет близко - ходят спать домой. Также пришлось организовать круглосуточное дежурство, что бы не было беспорядков.

Некоторые ставят маленькие газовые плитки с баллонами прямо в машине. У других в кабине стоит телевизор. Кто-то привез с собой ноутбук, чтобы следить за событиями и новостями. Благодаря автономному обогреву кабины, температура внутри машины, как рассказывают дальнобойщики, примерно 22 градуса. На улице поставили био-туалет, мусорный бачок. Для отдыха на улице и в рефрижераторе есть скамейки.

Стачку с первого дня курируют полиция и ГИБДД. Записывают марки и номера машин. На вопрос с какой целью записывают владельцев авто, им ответили, что данные о количестве машин и участников стачки отправляют в Москву.

По словам участников стачки, никто из властей к ним не приезжал. Но они ждут хоть какой-то реакции и говорят – пока проблема не решится, будут здесь.

Власть замалчивает и врет, полиция препятствует

Один из организаторов протестов рассказал, что, по его оценкам, в Дагестане бастуют порядка 95% водителей большегрузного транспорта, в Чечне – 95%, Ингушетии – 80%, Осетии – 90%, Карачаево-Черкессии – порядка 80%, Ставрополе – порядка 60%. География протестов растянулась от Читы и Иркутска до Санкт-Петербурга и Архангельска.

Однако ни региональные, ни федеральные власти пока не хотят идти ни на малейшие уступки протестующим.

Число водителей, бастующих против системы взимания платы с большегрузного транспорта ("Платон"), значительно превышает 480 человек, о которых говорил в среду в Госдуме глава правительства России.

Об этом заявил в среду глава объединения перевозчиков России Андрей Бажутин – сообщает РБК. По словам Бажутина, забастовку поддерживает "сорок процентов от полутора миллионов". Он подчеркнул, что стачку поддерживают также водители малотоннажных грузовиков и такси, и предложил Медведеву лично проехать по стоянкам бастующих дальнобойщиков и посмотреть на ситуацию.

В ассоциации также назвали недостоверными слова премьера, заявив, что число активных участников акций протеста составляет несколько тысяч человек. В среду Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, заявил, что по всей России против "Платона" бастуют около 480 человек. Он также заверил депутатов, что ведет диалог с представителями Объединения перевозчиков России.