Общественно-политический журнал

 

Россия скупает Венесуэлу за бесценок но это может оказаться финансовым провалом

Правительство России в срочном порядке кредитует власти Венесуэлы, чтобы спасти от банкротства государство, возглавляемое Николасом Мадуро. Взамен Москва получит доступ к богатейшим венесуэльским месторождениям нефти. Об этом сообщило в понедельник, 14 августа, агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники в политических и деловых кругах, знакомые с ходом переговоров.

Государственная нефтегазовая компания Венесуэлы PDVSA уже несколько месяцев в закрытом режиме ведет переговоры с "Роснефтью" о капиталовложениях в самые производительные нефтяные месторождения. Речь идет примерно о девяти новых объектах в дополнение к уже имеющимся в распоряжении концерна пяти объектам, сообщили агентству высокопоставленные правительственные чиновники в Каракасе.

В апреле "Роснефть" заплатила более 1 млрд долларов в обмен на гарантию будущих поставок нефти, заявил представитель руководства PDVSA. Как минимум в двух ситуациях российские деньги помогли Венесуэле избежать дефолта, а президенту Мадуро - удержаться у власти.

Официально стороны отказались комментировать Reuters эту информацию.

Москва предоставила Каракасу 17 млрд долларов

40 процентов от общего объема экспорта нефти из Венесуэлы идет на погашение кредитов, предоставленных Россией и Китаем, указывают аналитики. Агентство Reuters сообщает, что, согласно документам PDVSA, "Роснефть" при помощи посредников ежедневно сбывает 225 тысяч баррелей нефти из Венесуэлы, что соответствует примерно 13 процентам всего экспорта нефти из этой страны. По подсчетам агентства, с 2006 года власти РФ и "Роснефть" перечислили Каракасу 17 млрд долларов кредитов. Официальных данных об этом Венесуэла не публикует.

Второй крупнейший кредитор Каракаса - Китай с 2007 по 2014 годы предоставил кредиты на общую сумму около 60 млрд долларов, также с условием погашения нефтью. После того как Китай сократил объем капиталовложений в нефтегазовый сектор Венесуэлы в связи с коррупцией и падением цен на нефть, а западные компании стали менее охотно инвестировать в национализированную венесуэльскую нефтяную промышленность, Каракас сблизился с Москвой. "Сегодня россияне скупают Венесуэлу за бесценок", - заявил Reuters один из западных дипломатов.

Рисковые инвестиции

В то же время агентство AFP сообщило 14 августа, что в качестве залога за один из кредитов РФ Венесуэла предоставила "Роснефти" 49,9 процентов акций нефтеперерабатывающего завода Citgo в США, принадлежащего PDVSA. По оценкам экспертов, его стоимость составляет порядка 8 млрд долларов, но он сам является должником. В случае банкротства Венесуэлы компания перейдет к "Роснефти", однако подпадет под действие санкций США. Кроме того, если к власти в Венесуэле придет оппозиция, Москва может остаться в убытке, полагают эксперты.

Мнение эксперта, аналитика нефтегазового сектора Михаила Крутихина:

 Насколько, по-вашему, целесообразны и выгодны денежные вливания России в Венесуэлу?

Российские операции по кредитованию Венесуэлы в нынешних условиях представляются крайне рискованными. Несколько дней назад в западной печати прошла информация насчет того, что российские власти вкладывают в Венесуэлу деньги, чтобы получить ее нефтяные активы в собственность или в оперативное управление. Но я очень сильно сомневаюсь, что эффективность такой сделки будет высока, поскольку нет никакой уверенности в том, что право на эту собственность будет уважаться новой властью Венесуэлы после совершенно неизбежной – будем говорить прямо – гражданской войны в стране.

Вполне вероятно, что в точности повторится ситуация, наблюдавшаяся в Ираке и других странах, где обязательства предыдущего руководства попросту игнорировались. Поэтому риск здесь чрезвычайно велик и, на мой взгляд, рассчитывать на то, что венесуэльские нефтяные активы будут каким-то образом управляться или переходить в собственность России, не стоит. Более того, эти активы останутся в собственности Роснефти, поскольку, как мы видим, никто из других российских нефтяных компаний не изъявил желания работать в Венесуэле.

Ну, а если это будет в руках Роснефти, то неизбежна напряженность в отношениях между госкорпорацией и естественным рынком для венесуэльской нефти, то есть с США. Роснефть находится под санкциями, как и часть ее руководителей. И работать им в западном полушарии просто не дадут. Если же Роснефть рассчитывает добывать нефть и отправлять ее куда-то еще, то это очень дорогостоящее и неоправданное занятие.

Ведь для того, чтобы это сделать, необходимо в Венесуэлу отправлять легкую товарную нефть, чтобы разбавлять очень густую нефть местного производства, а потом ее снова гнать на другой конец планеты – в ту же Индию, где Роснефть приобрела нефтеперерабатывающие мощности. Это совершенно неэффективная схема, и при нынешних низких ценах на нефть, которые, думаю, продержатся еще довольно долго, она просто никакой прибыли России не принесет по определению.

 Тогда ради чего все это затевалось и продолжается?

 Есть подозрение, что это поддержка режима. Возможно также, что эти деньги пойдут на приобретение каких-то активов, которые будут числиться не за Роснефтью, а за какими-нибудь подставными компаниями, не находящимися под санкциями, реальными собственниками которых выступят неизвестные персоналии. Не исключено, что это может быть так называемое гнездышко на будущее для российских политических деятелей или членов их семей.

Но надо опять же учитывать, что последний закон США о мерах в отношении Ирана, России и Северной Кореи как раз и предусматривает отдельно выслеживание таких сделок и наказание виновных в сокрытии средств под прикрытием родственников, друзей и так далее. Связь политиков с подобными коррупционными схемами в результате будет выявлена. Так что пользоваться этими средствами не дадут.

 Путин и Роснефть тесно связаны?

 Здесь сказать очень трудно, если подразумевать какие-то секретные сделки. Но давайте посмотрим на прямую, открытую схему. Роснефть причитающиеся государству дивиденды перечисляет не в бюджет, хотя бы в то же Росимущество, а в «компанию-прокладку» под названием Роснефтегаз.

И как уже проходило в печати, единственным, кто распоряжается этими средствами, является российский президент в нарушение конституции страны, которая ему такого права не давала. Все заработанные госкорпорациями средства находятся в распоряжении правительства, а не президента. Но в данном случае налицо наглое отступление от принципов Конституции. А уж как президент поступает с этими средствами, другое дело. Он ни перед кем не отчитывается.

 А что произойдет с российскими деньгами в случае дефолта или приостановки платежей Венесуэлой?

 Они пропадут для России. Куда они потом поступят, сложно сказать, но для России они пропадут совершенно точно. Я не исключаю, что есть какой-то сговор между венесуэльскими и российскими деятелями по схемам «отката». Например, Венесуэле перечисляются какие-то деньги то ли на нефтяные проекты, то ли на приобретение активов, но часть этих средств идет в карман участвующих в схеме политиков.

 Чего стоят в этом контексте слова Сечина, что Россию никто из Венесуэлы не выгонит?

 Глупости. Мы уже видели, как все это происходило других странах. Выгонят, еще как.