Общественно-политический журнал

 

В курдской автономии в Ираке проходит референдум о независимости

В курдской автономии на севере Ирака начался референдум о независимости от Багдада. Утром в понедельник, 25 сентября, участки для голосования открылись как в самой автономии, так и на спорных территориях, на которые претендуют официальный Багдад и иракские курды. Участие в голосовании могут принять более 5,2 миллиона избирателей. Результаты референдума, впрочем, не будут носить обязывающий характер.

Референдум вызвал критику международного сообщества и сопротивление официального Багдада, который объявил голосование неконституционным. Министерство иностранных дел Турции пообещало принять "все меры" в соответствии с международным правом, если результаты голосования будут представлять угрозу для национальной безопасности страны.

В обнародованном в понедельник заявлении ведомства говорится, что Турция отказывается признавать референдум и будет считать его результаты недействительными. В министерстве подчеркнули, что власти Иракского Курдистана представляют угрозу для мира и стабильности Ирака и всего региона. В турецком МИДе также предупредили о возможных провокациях со стороны "радикальных элементов и террористов" после референдума, цитирует заявление ведомства агентство Reuters.

Кроме того, министерство обратилось к турецким гражданам, проживающим в Иракском Курдистане, предупредив их о необходимости как можно скорее покинуть автономию, если у них нет обязательств там находиться.

Россия на сегодня остается единственной из крупных держав, не обращавшаяся к иракским курдам с призывом отменить референдум о независимости. Мало того, она быстро стала крупнейшим финансистом курдских нефтегазовых сделок, менее чем за год вложив $4 миллиарда, сообщает Рейтер. Официально Москва поддерживает территориальную целостность Ирака, в то же время признавая стремление курдов к независимости.

О подноготной российских инвестиционных вложений в Курдистан Русская служба «Голоса Америки» поговорила с партнером консалтинговой компании RusEnergy, аналитиком нефтегазового сектора Михаилом Крутихиным.

Михаил Крутихин: Очень сомневаюсь, что экономически это оправдано. Во-первых, трудно сказать, во что выльются результаты референдума. Уже поэтому риск кажется чрезмерным. Признавать независимость Курдистана собирается, по-моему, только один Израиль. У референдума очень много противников. Думаю, что могут быть серьезные неприятности даже внутри самого Курдистана с некурдским населением в этом районе.

То есть политически обстановка угрожает стать крайне нестабильной, что для инвестиций абсолютно противопоказано. Далее. Когда мы слышим, что «Роснефть» собирается вложить деньги в строительство, пусть и не очень дорогого, но мощного газопровода из района проживания курдов в Турцию, то это действительности, конечно, не соответствует, и коммерцией там вообще никакой нет.

Объявленные цифра добычи – 30 миллиардов кубометров в год – примерно соответствует тому, что два года назад говорил премьер-министр Ирака о возможностях этого района. Но самый большой вопрос, куда качать газ, на какие рынки? Потому что в Турции переизбыток газа и маршрутов по поставкам газа. Курдский газ там уже совершенно лишний. Единственная возможность заключается в том, что этот курдский газ будет вытеснять газ Газпрома. Но тут уже возобладают чисто политические соображения, а отнюдь не коммерческие.

Выглядит парадоксально. Нельзя же вести дело себе в убыток?

Скажу больше. Если посмотреть на карту участков недр, то там просто нет свободного места. Все лицензии курдским руководством уже выданы. То есть, России влезть туда и хотя бы начать разработки нефти и газа нет никакой возможности. Там все распределено. Поэтому о каком коммерческом сотрудничестве с этим районом можно говорить? И это не вопрос, а ответ. Ни о каком.

Какую цель тогда Россия преследует в регионе?

Увы, как мне представляется, Россия сама не может с этим определиться. Скорее всего, может получиться так же, как в советское время, когда создавали такую обстановку, чтобы напряженность в регионе не кончалась как можно дольше, лучше - никогда. В общем, получается, что Москва на словах признает целостность Ирака, а на деле способствует его дестабилизации и расколу.

Но ведь это, помимо прочего, еще и требует дополнительных расходов.

Это политические амбиции за счет налогоплательщиков. Надувание щек. Посмотрите, мол, как высока наша роль на международной арене. Хотя на самом деле эта роль сводится к роли спойлера. То есть, испортим другим политическую игру, пусть они сядут с нами за один стол переговоров и считают Россию великой державой. Вот и все. Ничего, кроме показухи, здесь больше нет.

Комментарии

Семён Семёнович... (не проверено) on 25 сентября, 2017 - 13:26

Поддержать бы их...)