Общественно-политический журнал

 

Курды - долгий путь к независимости

В результате секретного плана Сайкса-Пико от 1916 года, на руинах Османской империи были установлены сферы влияния Великобритании, Франции и России на Ближнем Востоке. Территориальные претензии России отпали после революции 1917 года.

Бывший Премьер-Министр Египта – Шариф-паша, выступил на Парижской мирной конференции 1919 года за создание курдской автономии. Также, доклад Комиссии Кинг-Крейна (которую санкционировал Президент Вилсон) рекомендовал курдскую автономию в “естественном географическом районе, к северу от Армении и к югу от Месопотамии; с западной границей по Тигру и Ефрату и Персией на востоке.“

Севрский мирный договор (Treaty of Sèvres) постановил потенциальное создание Курдской автономии в течении года после подписания, в результате референдума и постановления Лиги Наций. Турецкая война за независимость привела к Лозаннскому мирному договору (Treaty of Lausanne) который заменил собой Севрский и не включил провизию по созданию Курдского государства. В результате этого, курды обитают на территории современной Турции, Ирака, Сирии и Ирана, не имея собственного государства.

Турция времён Ататюрка

Здесь надо уделить внимание отношению Турции к курдскому меньшинству. Во время правления “отца всех турков”, Мустафы Камала (Ататюрк) турецкое правительство следовало систематической кампании по уничтожению всех признаков курдской идентичности и культуры. Можно заметить параллели с северными соседями Турции. Турецкое правительство утверждало, что курды не существуют как отдельная культурная и национальная единица. ” Курды – это турки, разговаривающие на смешном диалекте”, – утверждали турецкие чиновники. Правительство даже использовало обобщение “Горные турки” вместо определения “Курд”.

В этой политике по уничтожению идентичности курдов дело доходило до абсурда. Турецкие чиновники заявляли, что слово “курд”, или в турецком произношении “курт” – это всего лишь фонетическое воспроизведения хрустящего снега под ногами в горных районах где проживали курды. После смерти Камала в 1938 году, турецкие власти стали менее решительно отрицать существование курдской культуры, но по прежнему подавляли любое проявление курдского политического активизма.

Политика США

Остановимся на политике США в вопросе курдов. Исторически отношение Америки было весьма неоднозначно. С одной стороны, США использовало курдов для возможности ослабления региональных противников, но в то же время Америка видела их как преграду для стабилизации союзников. Существовали две основные причины американскому нежеланию поддерживать политические стремления курдов к независимости и автономии. Во-первых, эти стремления потенциально угрожали территориальной целостности и политической стабильности Ближневосточных государств с курдским меньшинством. Это угрожало установленному политическому статус-кво в регионе. Во-вторых: во время холодной войны курдские силы, особенно в Турции и Иране спонсировались СССР. Соответственно политика принимала идеологическую сторону.

Тем не менее были два исключения в этой политике в вопросе курдов Ирака.

В 1972 году, президент Никсон и Советник по Безопасности Генри Киссинджер решили безоговорочно поддержать Иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в его противостоянии с Ираком. Иран стремился к контролю важной реки Шатт-эль-Араб (Арабский берег) “Shatt al-Arab”. Река протекает между Ираком и Ираном и впадает в Персидский залив у иракского города Эль-Кишла. Мирный договор 1930 года, давал Ираку контроль над рекой, но Пехлеви с Американской поддержкой стремился достигнуть пересмотра этого договора. Тот факт, что Ирак был сателлитом Советского Союза, способствовало решению Вашингтона.

Никсон и Киссинджер решили, что лучшая стратегия в этом вопросе это поддержать инициативу Пехлеви в использовании иракских курдов, тем самым ослабив позицию Ирака. Вашингтон хотел только ослабить Ирак, но не в коем случае не добиться курдской автономии потому что это автоматически моглo дать сигнал для борьбы курдскому меньшинству в союзных для США Турции и самом Иране. ГосДеп был против поддержки курдов, но имел мало влияния на Никсона и Киссинджера которые стояли во главе внешней политики. Даже Гос.секретарь Виллиам Роджерс не был информирован о решении Белого Дома. Никсон и Киссинджер через ЦРУ перевели 60 миллионов долларов иракским курдам в 1972-1975 годах. Эта символическая сумма должна была убедить их в американской поддержке.

Этот жест сработал. Лидер иракских курдов Мустаффа Барзани (Mustafa Barzani) сказал журналистам в 1973 “Я верю Америке. Америка слишком великая сила, чтобы предать такой малый народ, как курды”.

Благодаря восстанию курдов, иракский режим был ослаблен. В 1975 в Алжире произошёл саммит между Саддамом Хуссейном и Реза Пехлеви. В результате было подписано новое, гораздо более выгодное для иранской стороны соглашение по Шатт-эль-Араб. В ответ на иракские концессии, Иран прекратил поддержку курдов. В конечном итоге, Саддам Хуссейн с присущей ему кровожадной жестокостью подавил восстание. Барзани обратился к Киссинджеру за помощью, но тот остался глух к мольбам, сказав свою знаменитую фразу:”Covert action should not be confused with missionary work” – “Не стоит путать секретные операции с мессианской работой.”

16 Марта 1988 года на заключительном этапе Ирано-Иракской войны, Саддам Хуссейн использовал химическое оружие против курдского населения в Халабдже, что находится на территории Иракского Курдистана. Этот день вошёл в историю как “Кровавая пятница”. В результате газовой атаки погибли приблизительно 5000 человек, 10,000 пострадало. Среди погибших особенно велик процент детей, так как плотность использованных газов была выше плотности воздуха, поэтому газ стелился по земле.

В 1991 во время войны в Персидском заливе, курды снова восстали против Саддама Хуссейна, в результате призыва президента Буша . Но отсутствие поддержки с Американской стороны снова позволило иракскому диктатору подавить восстание.

На пути к автономии

Тем не менее США в какой-то мере стали де-факто инициатором курдской полу-автономии когда под давлением европейских стран Буш вместе с Великобританией создал беспилотную зону на севере Ирака, обезопасив курдских беженцев. На этой территории курды смогли организовать парламентарное правительство. Несмотря на это в 1994-97 годах произошла трагическая гражданская война между партиями Patriotic Union of Kurdistan – Патриотический Cоюз Курдистана (ПСК) под предводительством Джалал Талабани (Jalal Talabani) и Kurdistan Democratic Party – Демократическая Партия Курдистана (ДПК) под предводительством Масуда Барзани (Masoud Barzani) , сына курдского лидера о котором говорилось выше.

В 1995 году, президент Клинтон пытался заручиться поддержкой ПСК в совместной борьбе с Иракским Национальным Конгрессом (ИНК) против Саддама Хуссейна. В это же время ДПК решила воспользоваться ситуацией и атаковать позиции ПСК. В результате мятеж против Саддама Хуссейна был обречён на поражение.

В 1998 году администрация Клинтона помогла заключить перемирие между ПСК и ДПК которые разделили сферы влияния в северо-западном и в северо-восточном регионе Ирака. С конца 90-х обе группы имели высокий уровень автономии и политической свободы от власти в Багдаде. В Курдистане процветали независимые газеты и журналы, радио и теле станции, политические партии, свободный доступ к интернету. Более того, благодаря тому, что санкции направленные против Саддама Хуссейна не распространялись на Курдистан – в регионе произошло возрождение экономики. Очень значимый в вопросе экономической независимости курдов является город Киркук на севере Ирака, в районе которого есть богатые месторождения нефти.

Курды в Турции

Здесь снова придётся вернуться к Турции. Как уже объяснял, ситуация с курдской автономией всегда была деликатным вопросом для США, потому что ни при каких обстоятельствах Вашингтон не мог позволить курдскому автономному движению угрожать территориальной целостности и политической стабильности союзнику на Ближнем Востоке и члену НАТО – Турции. Поэтому критика США в отношении Турции и курдов всегда носила умеренно-символический характер.

С 1984 по 1999 Партия Рабочих Курдистана – Kurdistan’s Worker’s Party известная по курдским инициалам ПКК, под предводительством левого активиста Абдуллы Оджалана (Abdullah Ocalan) начала вооружённая восстание против турецких властей.

ПКК воевала не только против властей, но и против зажиточных курдов, которые по мнению ПКК “продались властям в Анкаре”. Американский Гос.Деп. причислил ПКК к террористическим организациям. Турецкие власти подвергли пыткам и растрелу сотни арестованных курдов по подозрению в сотрудничестве с ПКК .

Турция поддержала создание беспилотной зоны в Ираке, потому что стабильность на севере Ирака остановила поток курдских беженцев в Турцию. В период 1998-1999 Турция смогла добиться экстрадиции Абдуллы Оджелана. Это произошло следующим образом. Оджалан координировал действия ПКК не из Турции, а из Сирии. Президент Сирии Хафиз Аль-Ассад (папа офтальмолога) использовал Оджалана, для оказания давления на Турцию. Турция и Сирия долгое время находились в враждебно-холодных отношениях: во первых как результат холодной войны (Сирия – сателит СССР, Турция – член НАТО). Во вторых из-за территориального спора на совместной границе.

В конечном итоге, под угрозой войны с Турцией, Ассад изгнал Оджеллана осенью 1999 года. Оджеллан стал персоной нон-грата и был арестован в Кении и отправлен в Турцию. Оджелан был приговорён к смертной казне за измену. Позже решение было заменено на пожизненное заключение.

Ситуация на сегодняшний день

Иракские курды на пороге референдума о независимости. Иран, Ирак, и Турция не могут этого допустить поскольку это не только разделит Ирак на части, но и станет примером для курдов проживающих в Турции и Иране.

Курды – единственные надёжные американские союзники в войне против ДАЕШ. Тем не менее несмотря на радикализацию Эрдогана, несмотря на его конфликт с Меркель – Эрдоган держит Европу/США в заложниках в вопросе сирийских беженцев.

США выступает против референдума. Во первых, после свержения Саддама, Америка не может позволить развал Ирака. Во вторых – не может пойти против исторического, хоть и квази-союзника Эрдогана.

В итоге многострадальный курдский народ – остаётся разменной геополитической монетой на Ближнем Востоке.

Курдское население на Ближнем Востоке

Eugene Linetsky

Иракские курды поддержали независимость на референдуме, Турция грозит ответными мерами.

Багдад во вторник исключил возможность переговоров об отделении населенных курдами районов на севере Ирака, а Анкара пригрозила блокадой после того, как референдум показал, что жители поддерживают независимость региона.

Предварительные результаты голосования, которое состоялось в понедельник, показали, что явка составила 72 процента и подавляющее большинство избирателей - возможно, более 90 процентов - сказали “да” независимости, сообщил телеканал Rudaw TV, базирующийся в столице Иракского Курдистана Эрбиле. Окончательные результаты будут обнародованы до среды.

Президент Регионального правительства Курдистана Масуд Барзани сказал, что результаты голосования не имеют законной силы, но должны дать ему полномочия для ведения переговоров с Багдадом и соседними странами о мирном отделении региона от Ирака.

Багдад, тем не менее, по-прежнему резко критикует идею о независимости курдов.

“Мы не готовы обсуждать или вести диалог о результатах референдума, потому что он противоречит конституции”, - сказал в понедельник премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади.

Курды провели референдум вопреки угрозам Багдада и влиятельных соседей Ирака - Ирана и Турции - заблокировать голосование.

Комментарии

Sergei (не проверено) on 26 сентября, 2017 - 19:38

Уважаемый Eugene, спасибо за интересный обзор. Позвольте заметить, что "беспилотный" - это не управляемый человеком движущийся механизм, а "бесполётная зона" - это именно то, что имелось ввиду Вами. И наличие лишних и отсутствие необходимых запятых несколько снижает удовольствие от чтения. С наилучшими пожеланиями, Сергей.